Рецензия: ДАЙАЛ ПАТТЕРСОН – Black Metal: Культ бессмертен – часть первая

Год выхода: 2015 (оригинал) / 2017 (русскоязычное издание)
Издатель: Metal Star

В конце октября Metal Star выпускают третий том “Культовой” серии британского журналиста Дайала Паттерсона, автора “Black Metal: Эволюция Культа” и “Black Metal: Прелюдия к Культу“. Сразу скажу, что вы можете ожидать от него того же, чего и прежде – серьёзного, фактологического изложения картины жанра устами его творцов. Впрочем, “Культ бессмертен” имеет немного другую структуру. “Эволюция” – это своеобразный учебник истории Black Metal, документирующий зарождение и развитие жанра и основных его граней. “Прелюдия” – дополнение к этому учебнику, включающее в себя не вошедший в него материал. Русскоязычное издание также включает фотоальбом, объединяющий эту книгу со следующей. “Культ бессмертен” ставит перед собой немного другие цели. Книга разделена на три части. Первая и вторая посвящены Норвегии и Польше соответственно – в них автор, уже не соблюдая хронологию, покрывает некоторую часть важэных групп, которые не затронул в предыдущих книгах. Разумеется, норвежских и польских. В предисловии Паттерсон объясняет своё решение: он хочет создать максимально полную картину жанра и его ответвлений, поэтому стремится в первую очередь закрыть тему Норвегии и Польши – самых, пожалуй, влиятельных (наряду со Швецией) в этом плане европейских стран. Именно по этой причине книга имеет подзаголовок “Часть первая” – будут и следующие.

Вначале книга возвращает нас в Норвегию, где всем страждущим наконец-то предоставлена огромная глава о SATYRICON. О ней я могу сказать следующее: каким бы ни было ваше отношение к группе, эта глава покажется вам невероятно увлекательной. И даже может заставить взглянуть на Satyricon по-иному. Кроме того, в ней присутствует немало ранее не подававшейся информации о развитии норвежской сцены 90-х – в конце концов, Сатир со своим лейблом Moonfog был одним из её центральных персонажей. Есть место и для забавных фактов – меня, например, сильно рассмешила история о Фросте и пляжных шортах. Далее следуют главы о MANES, KAMPFAR, SOLEFALD (которые неожиданно для меня оказались очень раздражающими снобами), WARDRUNA (!). Как видите, из перечисленных групп Black Metal исполняют лишь Manes (да и то лишь в раннюю эпоху, о которой повествует отведённая им глава). А WARDRUNA – вообще не метал. Но все эти группы тесно связаны с жанром, и вполне попадают под обозначенное Паттерсоном изучение его ответвлений. Прочтя эти главы, вы точно не скажете, что тех или иных музыкантов напрасно включили в книгу – даже SOLEFALD. Далее идёт культурно-просветительская глава, посвящённая Теодору Киттельсену и его работам. На этом путешествие по Норвегии заканчивается.

Первая половина “польской” части книги отведена далеко не самым известным, но исторически значимым бандам. XANTOTOL, MASTIPHAL, ARKONA – все они поведают вам немало интересного о ранней эре польской сцены. Затем Дайал переключается на современность, предлагая нам EVILFEAST. И если вы после прочтения главы о нём не захотите послушать его работы, то я даже не знаю, каким местом вы читаете. Завершается всё большим интересным интервью с MGŁA и KRIEGSMASCHINE, которое наверняка порадует поклонников стильных, модных, молодёжных формаций.

Последняя часть отведена так называемому “депрессивно-суицидальному Black Metal” – точнее, его изучению, а также вопросу, относится ли этот стиль к Black Metal вообще. По ходу рассуждений автор делает весьма правильные выводы – с которыми, как оказывается, согласны и музыканты. Не бойтесь, никаких HAPPY GAYS и прочей пидорятины тут не будет. 80% DSBM-части посвящено отцам, которые нечаянно основали этот стиль – STRID, BETHLEHEM, SILENCER, FORGOTTEN TOMB. Да, SILENCER! Насколько известно, в мире существует всего два интервью с участниками этой легендарной формации – одно из них в журнале Legacy (в Сети мне его найти не удалось), а второе – в этой книге. Интервью получилось ровно таким, как надо. Оно раскрывает массу интереснейшей информации, но при этом не разрушает ауру таинственности вокруг SILENCER. Но вообще-то самыми увлекательными (возможно, во всей серии) я назову главы о BETHLEHEM и FORGOTTEN TOMB. Даже при том, что я не являюсь поклонником ни тех, ни других. Юрген Барч и Herr Morbid дали настолько подробные ответы на вопросы Дайала, что потом сами удивлялись, как это вышло. Детальность – определяющая характеристика “Культ бессмертен”, но эти главы, как и Satyricon (в оригинале занимающие около 40 страниц), уделывают всё. Заканчивается книга достаточно скромным материалом о молодом проекте TOTAL NEGATION, который отличается своим нетривиальным взглядом на DSBM.

В итоге – очередная прекрасная книга от Дайала Паттерсона, которая обязательно пригодится всем обладателям первых двух. Русскоязычное издание выйдет в адаптированном под предыдущие книги формате, с немного улучшенным оформлением. Объём – примерно 240 страниц. Картинок меньше не стало, но они заметно уменьшились в размерах, поэтому чтива в этих 240 страницах больше, чем в 240 страницах “Эволюции”, например. Книга доступна для предзаказа в нашем дистро.

Author: F1sher16

Пакінуць адказ

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *