Год выхода: 2020
Издатель: COD Label / Der Schwarze Tod
Оценка: 8 / 10
Сегодня речь пойдёт о весьма интересном релизе, который при удачном стечении обстоятельств мог бы произвести фурор, хотя это вряд ли когда-либо случится. За ARCHAIC SILENCE, цитирую, стоит Евгений Никитин – всемирно известный оперный певец (бас-баритон), солист Мариинского театра. По свидетельствам очевидцев, сей эксцентричный персонаж некогда увлекался нордическим Black Metal, даже набил себе татуировок со свастонами (чем перепугал немецких коллег). Ради интереса прочитав несколько интервью с Евгением и просмотрев его Instagram, я обнаружил поразительное ментальное сходство с нашим единственным и неповторимым Voist’ом. Артисты – они такие.
“Страна, где прошлого не жаль” – это, пожалуй, magnum opus Евгения, концептуальный альбом из восьми частей, растянувшийся на почти 80 минут и создававшийся с 2006-го по 2011-й годы. Наследие BATHORY здесь сквозит из всех щелей. В какой-то мере это более поэтический, романтический и “профессиональный” взгляд на великий “Hammerheart”: те же сцены прощания и отплытия, берегов в огне, образы незнакомых земель и песни о тоске по родине. Поэзию Евгения и его брата Олега дизайнеры в буклете разместить не забыли, но почему-то пожалели запятых. Я понимаю, что в метале зачастую так принято, но здесь всё-таки произведение высокой культуры, ёбанарот!
Кроме того, это не метал. Альбом всё время балансирует на самой грани, удерживаясь на кончиках пальцев. Его легче лёгкого представить в звуке BATHORY, и это было бы прекрасно, однако Евгений сознательно остаётся по другую сторону, предпочитая умеренный дисторшн ревущему викинговскому железу. На гитаре играет не он сам, а некто Виталий Борисов. Ритмичные риффы и соло вполне соответствуют стилю Квортона, а иногда даже цитируют его. Чаще всего гитара работает в одну линию, оставляя огромный простор для оркестровых партий. В буклете про оркестр ничего не сказано – либо Евгений исполнил партии самостоятельно, либо они синтезированные. Но звучат очень даже по-настоящему. Конечно, помимо оркестра, мы довольно часто слышим акустическую гитару, бас, синты, орган и другие традиционные (в широком смысле) инструменты.
Интересно, что альбом, сделанный человеком из академической среды, звучит не слишком академично. Он красивый и возвышенный, местами грозный и будоражащий воображение, и всё это, несомненно, отчасти просчитано, но лишь отчасти. Чувствуется, что музыкант действительно живёт нордической темой, глубоко проникнут ею, и его песни – это именно песни, а не саундтрек. В них есть порыв, а звук не доведён до безжизненного совершенства. Как ни парадоксально, моя единственная претензия относится к вокалу. Евгений делит свои обязанности с Анной Мироновой, также оперной певицей, и оба они поют до неприличия правильно, строго в своём регистре, или как это правильно называется. Что бы ни происходило в тексте, Евгений строго гудит из точки А в точку Б, а Анна парит где-то под облаками. Таких моментов, как “Shores in flames, o-o-o-o-o, shores in flames…. FIRE!!!!”, альбому сильно не хватает.
“Страна, где прошлого не жаль” выпущен в джевеле с 6-страничным буклетом на матовой бумаге. Тексты и изображения отпечатаны золотым. Тематический дизайн выполнен тутэйшым Leiptrfar Art. Выглядит дорого, стильно и красиво. Видео загружаться не хочет, поверьте на слово.