Год выхода: 2020
Издатель: АСТ
Хотя святой грааль моего отрочества давно потускнел, позеленел и начал попахивать изнутри говнецом (словно те дешёвые наградные кубки, которые в изобилии стоят в кабинетах физруков), я не мог пройти мимо новой биографии АРИИ. Как известно, первая биография, знаменитая “Легенда о динозавре”, вышла в 2000-м году, когда Кипелов, Манякин и Терентьев ещё были в составе и готовились к записи “Химеры”. “Легенда” получилась книгой неоднозначной, писалась с трудом, в ней присутствовал раздражающий элемент в виде многословной Маргариты Пушкиной, однако это простительно по двум причинам. Во-первых, это всё-таки была одна из первых книг подобного рода в постсоветском роке и метале. Во-вторых, читать её очень увлекательно.
“Возрождение легенды” стартует с того места, где остановилась предшественница. История былых дней пересказывается кратко, но не совсем бесполезно, так как в этом пересказе некоторые события поданы под иным соусом. Однако полноценное повествование начинается с подготовки “Химеры” к записи, а заканчивается нашим временем, то бишь началом ковидной эпохи. Денис Ступников, автор книги, занял принципиально иную (и более правильную) позицию, нежели Дилан Трой и Пушкина в своё время. Недостаток “Легенды о динозавре” в том, что это книга, где приближённые к группе люди рассказывали о ней. Сами музыканты говорили своё слово только в отдельных главах-интервью, причём делали это настолько сдержанно, что после прочтения я так и не понял, кто они, собственно, по жизни. Ступников устроил всё наоборот: своими словами он лишь скрепляет цепочку событий, а основное повествование ведётся их непосредственными участниками. Поэтому по ходу чтения вы получите представление о музыкантах АРИИ как личностях, а также познакомитесь с теми, кто помогает им держаться на волне успеха. Бабуля Пушкина тут тоже есть, и её очень много, даже чересчур, но в этот раз она хотя бы не несёт столько “поэтической” отсебятины и не берёт интервью у самой себя. Единственный, кого недостаёт – это Артур Беркут, в момент написания книги всё ещё испытывавший сильную обиду на АРИЮ. Пересказывать подробности расставания с ним и Кипеловым мне не хочется – в таких делах нужно выслушивать обе стороны, а мне как-то впадлу разбираться в чужих конфликтах. Кипелову, кстати, слово также предоставили.
Главный вывод, который можно сделать из книги – АРИЯ была и остаётся в хорошем смысле нехарактерной для своей среды группой, о которой несправедливо судят по фанатам и сложившемуся вокруг неё образу. На самом деле это самостоятельные и серьёзно относящиеся к своему делу люди, у которых за каждой строчкой текста находятся целые пласты литературы и философии, причём далеко не всегда мейнстримовой. И это заслуга не только Пушкиной и других текстовиков, а всей группы. То есть, те же Дубинин и Холстинин знают, кто такая условная Елена Блаватская и могут подискутировать о том, как лучше применить её сочинения в своём творчестве, пока всякие говнорокеры орут про “эмоции” и “чувства”. Заслуживает уважения принцип “арийцев” не быть коньюктурщиками, никогда не писать песни на хайповые темы, а если и отталкиваться от них, то так, чтобы эти песни были актуальны всегда. Помимо того, музыканты АРИИ в нынешнем составе оказались представителями редчайшего вида – нормальными патриотами России. Без чванства, шовинизма, злобного реакционерства и прочих слишком хорошо знакомых недугов. АРИЯ сознательно решила работать на благо русской музыки, хотя возможностей переключиться на запад у них была масса. Когда выясняешь, какие идеи и побуждения стояли за теми или иными песнями, невольно начинаешь уважать свежие записи АРИИ немного больше. Под впечатлением от книги я даже взял на диске актуальный “Проклятье морей”, который изначально показался мне альбомом довольно тухлым. Он всё равно тухловатый, однако книга помогла обратить внимание на некоторые его сильные стороны.
“Возрождение легенды” – хорошая биография, которая легко читается, заставляет переосмыслить многие вещи, а также содержит массу интересных деталей об устройстве разного рода грандиозных шоу, которыми АРИЯ балуется в последние годы. Это действительно интересно, если вы не законченный ненавистник группы. В плане оформления издание довольно скромное, из красоты только небольшая цветная фотосекция в середине. Как я понял, у меня экземпляр книги из допечатки тиража, где исправлены многие ошибки вёрстки и опечатки, присутствовавшие в первом издании. Тем не менее, опечаток всё равно хватает, особенно в последних главах, но и ценник на книгу не настолько высок, чтобы придираться.