Год выхода: 2021
Издатель: Arcadian Music
Оценка: только для фанатов
Наследие BURZUM всё ещё не исчерпано, и выпуск этих двух релизов, которые я решил обозреть одним махом, был лишь вопросом времени. Началось всё с кассет, которые раздобыл греческий создатель “музея BURZUM”: одна из них содержала треки URUK-HAI, записанные с 1988-го по 1990-й годы, а также метал-записи BURZUM, сделанные в тюрьме в 1994-м году, вскоре после попадания Варга в тюрьму. Вторая включала сырой микс “Dauði Baldrs” + три электронных трека, которые Варг написал ради эксперимента. Все эти записи были выложены для ознакомления на YouTube в намеренно ухудшенном качестве и со звенящим звуковым эффектом, дабы избежать нарезки бутлегов. Какая наивность… говноедов это не остановило, и уже в скором времени начали выходить кассеты и CD-R с выдранными с ютуба записями. В общем, делать нечего, пришлось готовить нормальный релиз – сразу и на CD, и на виниле. И, разумеется, тут же из своих вонючих нор повылазили интернетные гундосы со своим пиздежом про “опять у Варга дети проголодались”. Если знать, как Варг живёт и зарабатывает, вся абсурдность таких заявлений станет предельно очевидна, но знание – это ведь непозволительная роскошь, верно?
Вообще, легальный статус этих двух релизов пока не ясен. С одной стороны, Варг так и не ответил на мои вопросы по этому поводу, что для него нехарактерно. С другой, известно, что релиз создавался при участии того самого грека из “музея”, с которым Варг состоит в дружбе, а распространением обеих пластинок эксклюзивно занимается интернет-магазин Merchant of Death, принадлежащий Хендрику Мёбусу. Вряд ли Мёбус на данном этапе стал бы в открытую распространять бутлеги Burzum. Хотя в былые годы он управлял лейблом Burznazg Productions, который, что весьма иронично, был основан Варгом Викернесом и выпускал в основном бутлеги. Предполагаю, что Варг, для которого характерно лёгкое отношение к собственному творчеству, просто дал устное согласие на выпуск, а дальше всё и произошло.
Думаю, продолжить я должен замечанием, которое следовало сделать вначале обзора. Эти записи – не для всех, не для рядовых слушателей BURZUM, но исключительно для фанатов. Они попадают в ту же категорию, где находятся репетиционные промо / демо BEHEMOTH и GRAVELAND, например. Тут нет вокала и баса, почти нет ударных. Слушать здесь особо нечего, их нужно изучать, отыскивая проблески будущей гениальности и всё такое. Но это занятие только для преданных бурзумоведов. Остальным лучше в пятисотый раз прокрутить “Filosofem”.
Пойдём по порядку. Диск с неизданным материалом стартует с акустического вступления от URUK-HAI и завершается похожим по характеру эпилогом. Обе вещи пронизаны характерной для BURZUM меланхолией и космической глубиной, хотя записаны были в 1989-м году. От URUK-HAI предлагается ещё три трека с агрессивными названиями: “Тотальное уничтожение”, “Кроваво-красные ятаганы” и “Атака булавой”. Оркская тема. “Total Destruction” опровергает старый анекдот о том, что Викернес, мол, никогда не играл быстро, потому что не умел. Здесь Варг чешет на гитаре так, что будь здоров. К середине выясняется, что именно эта древняя вещь породила песню “Sverddans”, вышедшую только на “Belus” в 2010-м. Оставшиеся два трека совсем коротенькие, всего по 45 секунд, и в них тоже угадываются заготовки будущих шедевров, в том числе “Móti Ragnarǫkum”. Далее идут три записи BURZUM 1994-го года. “Gjallarhornit” – пульсирующее эмбиентное вступление. “Oðinns Dauðr” – тот самый рифф, который создал заглавный трек “Dauði Baldrs”, а затем “Belus’ død”. “Hoddmimisholt” – длинная акустическо-синтезаторная вещь, которая тянет не столько на полноценный трек, сколько на растянутую интерлюдию. Все вошедшие на диск композиции включают только партии гитары и чуток синтезатора.
Диск “Balder’s Dod” – первый микс альбома “Dauði Baldrs”. Отличий между этим миксом и финальным очень мало. Известный нам вариант чуть-чуть медленнее, звучит на полтона ниже (скорее всего, из-за замедления) и немного тише. В “партиях” изменений как будто бы нет. Возможно, что-то где-то убавилось или прибавилось, но сравнивать всё по секундам мне впадлу. Забавно, что “сырой” микс звучит так, как звучал бы, наверное, ремастер “Dauði Baldrs” от какой-нибудь мажорной студии – чисто и звонко. Финальный вариант более атмосферный и архаичный, чего я раньше даже не замечал. Наверное, стоило выпустить “Balder’s Dod”, чтобы снова оценить его младшего брата по достоинству. Помимо альбома, диск содержит три экспериментальных трека, два в стиле техно, один ближе к экспериментальному эмбиенту, причём не абы какому, а на тему расовой войны. Положа руку на сердце, все эти треки – хуета хует, и Варг правильно сделал, что решил от них отказаться. Если “Oslo 2000” ещё имеет какую-то связь с BURZUM, то две безымянных техно-перделки годятся разве что на роль саундтрека для 16-битного ремейка Space Invaders или для паршивой кинофантастики начала 2000-х, типа “Призраков Марса”.
Оформлены диски привычно скупо: простенькие диджипаки с пояснениями о происхождении записей на развороте. Видео снять в этот раз не получилось, но там и снимать нечего. Как и ожидалось, оба релиза представляют чисто академический интерес, поэтому я не могу порекомендовать вам потратить по 13 кровных евро за диск, чтобы приобрести их. Я о покупке не жалею, но лишь потому, что являюсь по-настоящему преданным поклонником BURZUM. Подобный релиз от условных DARKTHRONE, например, мне задаром не нужен.