Год выхода: 2019
Издатель: Avantgarde Music
Оценка: 7,3 / 10 (в рамках творчества группы) / 8,5 / 10 (на глобальном уровне)
В мире есть группы настолько важные, что оценивать их приходится сразу по нескольким критериям. SAOR – одна из них, поэтому в начале материала вы видите сразу две оценки альбому. Как, к примеру, NILE, SAOR в своей уникальности по умолчанию превосходит практически всех коллег по цеху, поэтому каждый его релиз, несомненно, является большим и радостным событием. Однако на уровне собственного творчества у каждой группы бывают взлёты и падения, и “Forgotten Paths”, к сожалению, точно не является пиком дискографии SAOR.
У творчества SAOR есть удивительное свойство: оно одинаково нравится и левым, и правым. Первые восхищаются его чарами, несмотря на былое сотрудничество с Darker than Black и то, что SAOR всем своим существованием ссыт в глаза марксистам, лопочущим, что национальные культуры более не нужны. Вторые восторгаются умением SAOR представить слушателю национальную гордость во всей красе, несмотря на хипстерский имидж Энди и кооперацию с лидером PANOPTICON в прошлом. Сам Энди сохраняет нейтральную позицию, но его патриотизм очевиден, в нём вся суть SAOR. Именно шотландская аура делает эту музыку такой уникальной и потрясающей. Первое знакомство с SAOR – это всегда шок и недоверие, поскольку в современном мире редко встретишь нечто настолько своеобразное, запоминающееся с первых нот.
По этой же причине третий и четвёртый альбомы SAOR уже не оказывают сногсшибательного эффекта. Привыкнув к стилю музыки, начинаешь обращать больше внимания на её исполнение. “Guardians”, например, был избыточным – почти час звучания, много партий народных инструментов, беспрецедентная плотность событий. “Forgotten Paths” в этом плане является его антиподом: он не дотягивает даже до 40 минут, а песни в большей степени основаны на риффах; скрипка и клавишные чаще работают во время интерлюдий. Всё привычно – узнаваемая атмосфера и эпичность на своём месте. Заглавная песня, без сомнения, лучшая – она близка к безупречности, а гостевой вокал Neige из ALCEST (кто кому оказал услугу – Энди ему, или он Энди – большой вопрос) придаёт ей красоты. Уж что-что, а петь жеманный француз умеет отлично. Дальше, к сожалению, ситуация немного ухудшается. SAOR попал в ловушку многих проектов, выпускающих альбомы в одном стиле; чем дольше он вращается вокруг одного и того же набора шаблонов, тем более вымученными становятся его произведения. Ситуация пока далека от катастрофической, но уже чувствуется, что какие-то риффы идут от сердца, а какие-то вставлены просто потому, что так надо. На “Roots”, например, такого не было – там каждый звук был пронизан неподдельным вдохновенем.
Ещё одна проблема Энди – неумение делать припевы. Я вообще не знаю, зачем они ему нужны при такой-то музыке. Как будто сейчас 60-е, и за спиной стоит продюсер со схемой стопроцентного хита, указывая, где и как надо петь. Желание засветить на альбоме свою девушку (жену?) понятно и простительно, но нельзя же делать это так грубо. Припев с женским вокалом нужен песне “Bròn” как пятое колесо телеге. Музыка течёт ровно, сохраняя целостность… и вдруг в неё вторгается припев, ломающий весь ритм и настроение. Очень неприятный момент, который повторяется несколько раз. Наконец, заключительный инструментал, полностью сделанный некой Глорией Лир, тоже не особенно впечатляет. Иные акустические фрагменты SAOR, вставленные в песни просто ради динамики, воспринимаются намного лучше.
Несмотря на вышеописанные недостатки, “Forgotten Paths” порадует любого поклонника SAOR, а новичков наверняка приведёт в полный восторг. Это всё ещё один из ведущих атмосферных национальных метал-актов на планете. В успехе альбома можно не сомневаться: ещё до релиза Avantgarde Music продали все ништяковые варианты, и на складе остались лишь CD да чёрные винилы. SAOR того вполне заслуживает.