Год выхода: 2018
Издатель: Possession Productions
Оценка: 8,1 / 10
WEL (читать как “Вель”, потому что WeltEisLehre) – проект из времени и места, где творилась та самая знаковая гомельская музыка. Здесь также участвует Radzim (ŠMIERCIESLAŬ, OYHRA, ZMROK), но на этот раз в качестве исполнителя, а не автора. Вся музыка и лирика были сочинены его другом по прозвищу Tron с 1997-го по 1999-й. Не знаю, что они там пили на рубеже столетий, но для Radzim’а и его окружения тот период стал ключевым – именно тогда были частично или полностью сочинены “Biessmjarotny czorny mietał”, “Praź piačory mistyčnaha azareńnia”, “Zaimhlonyja dali prynosiać uspaminy”, “Blukanni ǔ Ćiemry”.
Временной контекст в данном случае очень важен. “…From where the night comes…” – это банальное “так уже не делают”, к которому хочется добавить “и не будут делать”. У альбома весьма редкие и непопулярные ориентиры в виде древнего синтового Black Metal (ранние GEHENNA, SATYRICON и DIMMU BORGIR, например), а также не менее древней восточноевропейской сцены, в особенности польской. Такая музыка сегодня практически не существует. Временем её расцвета и заката были те самые годы на рубеже веков, когда столпы андеграундного метала разбогатели и ударились в эксперименты, а их поклонники – зачастую гораздо менее талантливые – прилагали все усилия, чтобы сохранить дух уходящей эры. Экстремальный метал с примитивными синтами в итоге проиграл схватку с громоздкой пафосной эмпероровщиной и говноиндастриалом. Тому, безусловно, существовали объективные причины. Дело было не только в том, что мейнстрим не нуждался в такой музыке, но и в том, что играть её мог далеко не каждый. Это очень тонкая работа; к каждому риффу, клавишной партии, мелодии, строчке лирики нужно подходить с абсолютно чётким осознанием того, что ты делаешь. Пара-тройка фальшивых нот может превратить всё в кромешный балаган про опереточных вампиров-пидорасов.
“…From where the night comes…” в этом плане живёт по законам эпохи. Эстетически и музыкально он старается делать всё правильно. Первое вполне удаётся – диковато-романтичное оформление и красочные тексты в духе ранних BEHEMOTH (минус рогатые князья языческого мрака) вопросов не вызывают. Со вторым всё не так однозначно: иногда WEL звучит как хороший и исполненный уважения реверанс в сторону BURZUM, иногда как прекрасный, самобытный и атмосферный метал, а иногда как стопроцентно российская дичь с More Hate Productions. Радует, что последнее случается нечасто (а после пары прослушиваний это вообще перестаёшь замечать), но из песни слов не выкинешь. Опять же, музыка делалась в другое время, когда источники вдохновения и их восприятие были совсем иными, и это тоже часть духа того времени. Будь Radzim основным композитором, он бы наверняка отточил всё до совершенства, ну а Tron решил оставить немного аляповатости. Достоверная передача изначальной задумки в данном случае важнее. “…From where the night comes…” – вещь в себе, у него не будет продолжения, ему наплевать на моду и сцену с её требованиями. Это временная капсула из прошлого столетия. Принимайте её содержимое как есть или не принимайте вовсе.
Запись альбома проводилась почти 20 лет спустя – в сентябре 2017-го. Руководил ей Radzim, поэтому современность не выдаёт ничто, кроме слишком уж качественного звучания запрограммированных барабанов. Я, честно сказать, был уверен, что тут всё по-настоящему, пока не заглянул в буклет. Оформление CD-издания идёт в ногу с музыкой: на фоне общей красоты встречаются тексты чёрным на тёмно-сером фоне, на двух страницах могут соседствовать картинки в совершенно разном качестве, и так далее. Андеграунд! Посмотреть на всё в деталях можно на видео. Пока мы маялись с исходниками и страдали от недостатка финансирования, WEL успели договориться с Depressive Illusions Records об издании тиража кассет. Релиз занял в портфолио печально известного украинского лейбла 3142-е порядковое место, зато вышел на полтора месяца раньше. CD-вариант можно заказать по ссылке.