Год выхода: 2022 / 2024 (русскоязычное издание)
Издатель: Pagan Records / Metal Star (русскоязычное издание)
Гэты агляд напісаны на расейскай з той відавочнай прычыны, што кніга разьлічаная на расейскамоўных чытачоў.
(To foreign readers: this review is dedicated to the Russian version of the book, so I don’t see much point in translating).
С группой NECROMANTIA нас связывают очень давние дружеские отношения, зародившиеся задолго до моего прихода в музыкальную сферу. Традиционные вещи вроде обменов, переписок и лицензионного мерча – это только половина истории; знаете ли вы, что альбом “The Sound of Lucifer Storming Heaven” мог выйти в Беларуси на Possession Productions? Этого не произошло, и очень жаль – вполне возможно, в этом случае мастер-диск с альбомом не проебался бы за месяц до релиза, и группе не пришлось бы перезаписывать альбом в экстренных обстоятельствах с заведомо худшим результатом.
Но это всё дела прошлые, а в настоящем у нас вышла биографическая книга о NECROMANTIA, которая подвела окончательную черту под историей группы. Последние её строки были написаны в декабре 2021-го, после официального финала NECROMANTIA. Издание от Metal Star в этом плане (и других) немного отличается, но с этим разберёмся по ходу дела.
В обзорах книг я постоянно применяю слово “исчерпывающая”, и это нормально. Плох тот биографический том, который не стремится обрисовать как можно более глубокую и финализированную картину. “Змей и Пентаграмма” не стал исключением. Книга стартует с раннего детства The Magus’а и древней группы NECROMANCY, а завершается событиями того периода, когда текст будущего тома уже вовсю писался его авторами. Собственно говоря, “Змей и Пентаграмма” покрывает не только историю NECROMANTIA; во многих отношениях это автобиография самого The Magus’а. Он детально описывает абсолютно все проекты со своим участием, включая THOU ART LORD, N.A.O.S., PRINCIPALITY OF HELL, RAISM, DIABOLOS RISING, ROTTING CHRIST, YOTH IRIA, MORTIFY, DEMENTED, WAMPYRE SHADOWWOLF, а также деятельность своих лейблов, выпущенные им журналы, и даже занятия историческим фехтованием. Немало внимания уделено оккультной деятельности группы, ну и, разумеется, фигуре покойного Baron Blood’а, который был максимально таинственной личностью.
Всё хорошо и в аспекте, который касается рассказов о релизах. Для меня это критически важная составляющая, которой многие известные музыканты почему-то не решаются воздать должное (то ли стесняясь своих былых творческих порывов, то ли не понимая ценности собственных сочинений), вместо этого сосредотачиваясь на вторичных вещах типа цифр продаж или сопряжённого с выпуском того или иного альбома роста популярности. The Magus в этом отношении крайне дотошен: он рассказывает даже о промо-кассетах, раскрывая идеи, стоявшие за каждой песней. Оформление, тексты, отдельные музыкальные фрагменты, задумки – препарируется абсолютно всё. В том числе позорные обложки переизданий от Black Lotus.
В плане живости повествования книга уступает большинству томов, которые я переводил. Здесь практически нет матерщины, безумных гастрольных баек (т.к. NECROMANTIA никогда не ездили на гастроли) и, к сожалению, даже шуток про говно. Впрочем, это полностью соответствует характеру группы, который с самого начала был довольно строгим и сдержанным. Это не означает, что читать книгу скучно или тяжело; она написана простым и понятным языком, лишённым претенциозности или литературной вычурности, характерной, к примеру, для Тома Фишера.
Издание от Metal Star имеет несколько значительных отличий от оригинала. Во-первых, книга получилась заметно толще. Причиной тому: А) полностью переработанное оформление от Stigmata Design, включающее кучу дополнительных иллюстраций (для примера см. “Я – Морбид” или “Устремляясь ввысь с ACCEPT”); Б) наличие дополнительной главы-интервью, посвящённой проекту THE MAGUS. Интервью брал небезызвестный Алексей Евдокимов для журнала Dark City, и с его разрешения оно также попало в книгу, дополнив рассказанную историю. Во-вторых, книга получила альтернативную обложку и супер-элитный вариант в кожаном переплёте ручной выделки – дорого-богато! В-третьих, к каждому экземпляру прилагается диджипак с диском, на который вошли 4 песни (оригинал шёл с 2 песнями на 7-дюймовой пластинке): ранее не издававшийся вариант “Family of God” 1992-го года (о том, что в нём такого особенного, можно прочесть в книге), перезаписанный вариант “Faceless Gods” (был только на лимитированных изданиях последнего альбома NECROMANTIA) и два трека со сплита с ACHERONTAS, изначально выпущенного в 2008-м. Последние два были выбраны потому, что это неальбомные вещи, записывавшиеся в промежутках между релизами. Таким образом, диск является мини-сборником, включающим треки, которые не были частью больших концептуальных задумок.
Для фанатов NECROMANTIA этот том, понятное дело, обязателен к приобретению. Для сомневающихся – зависит от вашего интереса к греческой сцене. Количество информации о ней здесь примерно такое же, как в биографии ROTTING CHRIST; то есть, книга всё-таки о группе, но через её историю можно проследить определённые этапы и тектонические сдвиги. Я бы сказал, что “Змей и Пентаграмма” даёт много новых знаний даже не о греческой сцене, а о Греции как таковой. Заказать книгу, как всегда, можно в дистро Possession.