Год выхода: 2016 / 2024 (русскоязычное издание)
Издатель: Metal Star (русскоязычное издание)
Гэты агляд напісаны на расейскай з той прычыны, што кніга разьлічаная на расейскамоўных чытачоў.
(To foreign readers: this review is dedicated to the Russian version of the book, so I don’t see much point in translating).
Necrobutcher с помощью двух норвежских журналистов успел написать свою книгу о MAYHEM незадолго до того, как начал заниматься осторожным историческим ревизионизмом и выдавать перлы про “я сам уже был на пути к тому, чтобы убить Euronymous’а”. Оригинальная “Dødsarkiv” вышла в 2016-м, но Metal Star понадобилось почти 5 лет, чтобы уговорить Йорна на релиз, и ещё 3 года, чтобы наконец-то утрясти с ним и его издателями все организационные вопросы. Вообще, история выпуска этой книги заслуживает отдельного повествования, которое, наверное, когда-нибудь будет опубликовано отдельно на интернет-страницах Metal Star.
“Архив Смерти” посвящается первому десятилетию существования MAYHEM, то есть классическому периоду, на который продолжают молиться десятки тысяч фанатиков по всему миру. Тем не менее, это не совсем то, чего автоматически ожидаешь от такой книги. Самое важное: здесь нет практически ничего о “Helvete”, убийстве Euronymous’а, поджогах церквей и прочих скандальных событиях (не считая самоубийства Dead’а). Причина проста: напомню, что Necrobutcher рассорился с Euronymous’ом из-за его спекуляций на смерти вокалиста, не участвовал в тусовке вокруг “Helvete”, и заново сошёлся с группой лишь незадолго до выхода “De Mysteriis Dom Sathanas”. Он не был частью Чёрного Круга и его деятельности, и потому ничего об этом не пишет. Что, я считаю, хорошо – книг и репортажей различной степени паршивости на эту тему существует уже целое море, и лично мне давно настоебало их читать.
Книга посвящена непосредственно периоду формирования группы MAYHEM, а также всем, кто участвовал в ней в тот период. Несмотря на относительно небольшой объём текста (из 256 страниц более половины занято фотографиями), Йорн в мельчайших деталях рассказывает о себе, Эйстайне, Манхайме, Маньяке, чуть меньше о Яне Акселе Бломберге, а также о ребятах, которые помогали или мешали им на пути. Вплоть до привычек – кто что ел и пил. Выясняется, что Норвегия 80-х и начала 90-х не так уж сильно отличалась от Восточной Европы: почти та же бедность и отсутствие крепкой связи с внешним миром, тот же совершенно дикий и крошечный, но безмерно изобретательный андеграунд. Репетиции в свинарнике и курятнике, тяжёлый труд и великие вещи, созданные на голом энтузиазме. Особенного упоминания заслуживает потрясающая история про древнюю тахту, которую за десятителия стояния в сарае насквозь просрали куры и мыши, а сейчас она выставлена в норвежском музее рок-музыки как бесценный экспонат!
Как правило, большие группы, оказавшие ключевое влияние на какое-либо культурное явление, не просто оказываются в нужное время в нужном месте. Чтобы туда попасть, нужна феноменальная работоспособность, готовность пожертвовать всем, а также недюжинная смелость, граничащая с наглостью. У MAYHEM всё это было. Они ездили в туры аж до самой Турции со всем своим железом и пластинкам на дешёвых поездах, организовывая практически всё самостоятельно и никогда не зная, что из этого выйдет. Они питались чёрт знает чем, спали на вокзалах и в заброшенных зданиях, регулярно заезжали куда-то не туда и терялись, но не сдавались. Юный Euronymous, чтобы получить от Конрада Шнитцлера вступительный трек к “Deathcrush”, почти сутки проспал у него на пороге. Можно как угодно критиковать старый MAYHEM, но можете себе представить, чтобы кто-то из этих критиканов повторил нечто подобное хотя бы сегодня, в значительно менее дикое время, когда везде есть мобильная связь и Интернет, а большая часть Европы знает английский язык? Я так не думаю. Именно благодаря своим организаторским способностям и пробивному характеру MAYHEM уже были центральной группой экстремального европейского андеграунда в начале 90-х, а скандалы и убийства лишь раздули имевшуюся популярность.
Книга написана довольно простым и доступным языком, что и понятно, зная склонность Necrobutcher’а материться через слово. Многие описанные в ней события могут показаться банальными, но именно отсутствие “сенсационности” и претенциозности делает “Архив Смерти” очень увлекательным томом. Здесь нет высоких рассуждений о Чёрном Культе, зато есть история деревенских мальчишек, которые смогли. Что касается обилия фотографий, то, как ни странно, оно не идёт книге во вред. В наших широтах фотокниги как таковые очень непопулярны, да и книги с обилием иллюстраций не особо. Многие считают, что “платить за картинки” – это выбрасывать деньги на ветер. Я, в общем, чаще всего разделяю такое мнение, но фотоматериал в “Архиве Смерти” имеет свою ценность. Все фото аккомпанируют письменному тексту, большинство из них ранее не публиковались. Здесь есть как неопубликованные снимки с легендарных фотосессий, так и кадры, снятые в домашней или уличной обстановке, очень много говорящие о том в каких условиях жили и творили юные MAYHEM. Качество исходных сканов всех этих фотографий было каким-то запредельным (каждый снимок занимал по 300-500 мегабайт в неимоверном DPI), поэтому я надеюсь, что в печатном варианте всё тоже будет выглядеть очень хорошо.
Книга выходит на Metal Star в конце декабря этого года. Я пишу этот обзор менее чем через двое суток после анонса, а половина тиража в 500 копий уже разошлась. Лучше не тормозить – как обычно, последние экземпляры будут дороже. Предзаказ можно оформить на Possession.