Мае стасункі з гуртом BLOODRAIN пачаліся ў 2013-м годзе, калі Possession разам з Satanath выдалі зборнік “Ultimatum & Nomen Nostrum Legio”. Пасьля 2016-га кантакт трошкі саслабеў, але ў гэтым годзе ўзьнікла магчымасьць зрабіць інтэрвію, і я падумаў – чаму б і не, тым болей што гэтая ідэя круцілася ў маёй галаве яшчэ тады? BLOODRAIN паспяхова прайшлі празь мой ідэйна-светапоглядны фільтр, створаны адмыслова для расейскіх гуртоў, і сёньня я прапаную вам пачытаць маю размову з Jan’ам – адным з заснавальнікаў, фронтмэнам, мозгам і адзіным нязьменным удзельнікам BLOODRAIN.
Привет, Jan! Я знаю, что все музыканты терпеть не могут этот вопрос, но всё-таки расскажи о том, как, с какими целями и под влиянием чего была основана группа Bloodrain. Правильно ли я догадываюсь, что название пошло от песни Slayer «Raining Blood»?
Jan: Приветствую, Роман! Не думаю, что изначально вообще мы задумывались о каких-то целях, было подсознательное желать творить, этакий «творческий зуд». Что действительно было важно, хотелось не просто играть тяжелую музыку, но при этом еще и нести определенное духовное послание, т.е. чтобы тексты обязательно были со смыслом, а не просто про кровь, кишки, ужасы там всякие и т.д. Если говорить именно о музыкальных влияниях, то однозначно на первом месте были Slayer и прежде всего их шедевральный «Reign In Blood». Название группы взято оттуда, совершенно верно.
Как выглядела экстремальная метал-сцена вокруг вас в то время, когда Bloodrain делали свои первые шаги? Что изменилось с тех пор?
J: Когда мы начинали в 95-м году, в Твери было несколько крупных трэшевых групп: P.O.S.T., Воланд, Disastrous Sound, ну и несколько банд рангом поменьше. Были 2-3 Death/Grind-команды, все они канули в Лету, что, наверное, к лучшему. Мы в то время исполняли грязноватый Thrash/Death, довольно примитивный, если честно. Это хорошо заметно по нашему первому демо «Смерть Стучится В Дверь» 1995-го года. Но мы довольно быстро прогрессировали, и уже к 98-му году с нами мало кто мог соперничать по статусу и по посещаемости концертов. Если уж совсем честно и без понтов, то, пожалуй, никто не мог.
Такая ситуация продолжалась примерно года до 2007-2008, тогда стали появляться всякие nu-metal и modern metal-группы, и какая-то часть т.н. неформалов перекинулась на более модную музыку. Впрочем, мы не сильно горевали по этому поводу, нас вполне устраивала наша публика, да и сейчас устраивает. Ну подумаешь, в те годы мы собирали в Твери около 400 человек, а сейчас 100-150. Понятно, времена меняются. Дело ведь не в количестве народа в зале, а в отдаче, верно?
В тот же период в Твери была основана группа Iscariot, состав которой на 3/5 состоял из участников Bloodrain. Выпустив всего одно демо, она распалась – почему?
J: В Iscariot изначально была сложная ситуация, из серии «Лебедь, Рак и Щука». Не было единства и взаимопонимания. Скажем так, я и оба гитариста понимали, что мы делаем, а басист с барабанщиком были в группе «белыми воронами». Black они не слушали, концепция творчества их вообще не интересовала. Это потом уже Ангам, когда пришел в Bloodrain, начал въезжать в тему. А в период Iscariot у ритм-секции идеология была по типу «получай, крапива сраная». Больше подбешивал басист, плохо мы с ним ладили, он постоянно провоцировал конфликты, к примеру, он мог надеть на концерт идиотский белый джемпер, цветную футболку или ярко-жёлтые кроссовки (!!!!). Долго с этим мириться было невозможно, зная мой взрывной характер. Поэтому, невзирая на весь его музыкальный талант, он был выперт с треском менее чем через год после записи демо-альбома. Но так как они с Ангамом были друзьями ещё со школы, за компанию ушёл и барабанщик. А драммеры в Твери всегда были в дефиците.
Мы с М. Фростом пытались сохранить группу до последнего; я вооружился басухой, взяли смешного ударника по прозвищу Vortex, но после нескольких репетиций решили всё-таки прикрыть лавочку. Тем более у меня к тому моменту стабилизировался состав Bloodrain, а бросать свою основную группу я не собирался. А так да, Iscariot были весьма многообещающей группой с материалом на очень высоком уровне. Тем более, что уже готово было 5 свежих композиций, и всё шло к записи полноформатного альбома. Впрочем, некоторые фрагменты из этих новых вещей, с позволения М. Фроста, я забрал в Bloodrain. Чего добру пропадать ?
Мы живём в такое время, когда переиздаётся абсолютно всё сколь-нибудь старое, независимо от творческой и культурной ценности. И так получилось, что единственное демо Iscariot «The Black Square» было переиздано на CD, но ни одно из трёх демо Bloodrain такой чести не удостоилось (лишь некоторые треки попали на юбилейный сборник «Ten Bestial Years»). Я эти демо не слушал, потому не знаю, хороши ли они, но не считаешь ли ты, что ими следовало бы заняться хотя бы из-за исторического контекста? Всё-таки это часть очень раннего постсоветского экстремального метал-андеграунда.
J: Здесь немножко разная ситуация. Iscariot «The Black Square» изначально задумывался больше именно как альбом, ну или как демо-альбом. Его, кстати уже издавал на кассете украинский De Profundis Prod, не помню в каком году, правда [2003 – F1sher16]. Но хотелось выпустить и CD. Жалко, такой классный материал пылится, там же не только музыка техничная и навороченная, тексты тоже неплохие весьма. Даже сейчас по моим меркам, хотя и сочинялось всё почти 30 лет назад. Правда, лирику мы в буклете диска не напечатали, упустили этот момент почему-то. М. Фрост чуть подчистил запись, с трудом нашли несколько архивных фотографий, и силами Dark East Prod диск всё-таки был издан спустя много лет.
Что касается трёх демо Bloodrain, два первых не блещут качеством, тем более несколько песен оттуда мы впоследствии переиграли на альбомах, например «Изгнанник», «Зазеркалье», «Пытка Жизнью». А демо «Сердце Тьмы» 1998-го года не было особого смысла переиздавать, так как по материалу это на 70% дебютный альбом «De Vermis Mysteriis», только исполненный чуть похуже и звучащий ещё более сыро. Для узкого круга интересующихся все три демо выложены у нас на странице в ВК с подробными комментариями, как все это создавалось.
Спрашивать о музыкальных источниках вдохновения обобщённо смысла не имеет, так как с вами всё очевидно благодаря каверам, имеющимся на каждом альбоме. Спрошу иначе: повлияли ли на вас какие-либо российские или постсоветские группы?
J: Нисколько не стыжусь признаться. До сих пор являюсь фанатом и коллекционером советского метала: Ария, Мастер, Круиз, Шах, Джокер, Август, Тризна, Железный Поток, Э.С.Т.,Чёрный Обелиск, Тяжелый День, ранняя Коррозия Металла и т.д. Плюс мне очень повезло в том плане, что на большинстве этих групп я успел побывать вживую, пока не повымирали музыканты, не поменялись классические составы и т.д.
А Ария – это вообще как первая любовь, пластинку «Герой Асфальта» по случайности купил практически в день выхода и с того момента являюсь преданным фэном, хожу на концерты, покупаю диски и т.д. До сих пор обожаю всё их творчество, хотя есть и у них откровенно слабые альбомы, например «Химера». Совершенно мёртвый и бездушный альбом [категорически не согласен! – F1sher16]. Так что, если говорить именно про советские/российские группы, прежде всего для меня это Ария. И безусловно важный момент – это великолепные тексты Маргариты Пушкиной. Уже в зрелом возрасте догоняешь насколько там всё гениально по лирике на самом деле.
Как ты относишься к существованию других групп с идентичным названием (всего их в мире, кажется, пять)?
J: Здесь, помнишь, как в анекдоте про Институт международных отношений. «Во-первых «черножопые» пишется с маленькой буквы, а во-вторых «не ебёт» пишется раздельно».
Мы играем с начала 1995-го года, остальные группы с таким же названием образовались намного позже. Другое дело, что 2 из этих групп довольно современные. Это какими ж надо быть говноящерами, чтобы не уметь пользоваться Метал-Архивами перед выбором названия. Если б мы жили на Западе и были достаточно богаты, возможно, подали бы иск какой-нибудь, но так как «мы – умы, а вы – увы», остаётся только игнорировать такой бесячий расклад.
Несмотря на периодические «приливы» и «отливы», Bloodrain на протяжении всей своей карьеры остаётся радикально сатанинской группой. Помню, в одном интервью ты говорил, что увлёкся сатанизмом уже в 13 или 14 лет. Как это произошло? Чем есть сатанизм в твоём понимании? Имел ли он какое-либо выражение, помимо музыкального (взаимодействие с сатанинскими организациями, ритуальные практики и т.д.)?
J: Думаю, не последнюю роль сыграла социально-историческая обстановка в целом. Начало 90-х, развал совка, информационный хаос, брожение умов. Полный духовный разброд. Многие из старшего поколения ломанулись в церкви, с экранов телевизоров вещали различные шарлатаны, типа Чумаков-Кашпировских, появилась куча сект, всякие белые братства, адвентисты судного дня, евангелисты всяческие. Молодежь завлекали в эти секты, после чего они ходили по улицам с библиями и пустыми глазами, как пыльным мешком стукнутые. Даже сектанты из США приезжать различные стали. Причем в нашем случае они жили в профилактории, рядом с тем местом, где собиралась наша метал-тусовка. И мы периодически ходили угорать и глумиться над ними, а они нас типа к вере приобщить пытались. Очень много наркоты появилось, некоторые подсели на ширево, впрочем, таких из тусовки выгоняли сразу. Смутное время, в общем, а нам по 13-15 лет было.
Сатанизм являлся своеобразным духовным щитом от происходящего бардака. Вдобавок многим из нас казалось что это вполне перспективный путь к развитию личности. Нам нравилось быть в оппозиции и, по крайней мере, мы не считали себя частью стада. Позже некоторые стали изучать сатанизм более серьезно, начала потихоньку появляться какая-то идейная литература. Причём тяжелая музыка играла скорее второстепенную роль в этом, а не наоборот. Для меня, во всяком случае. Хотя мы в то время уже слушали Deicide, Hypocrisy, Morbid Angel, Unleashed, Nocturnus, т.е в любом случае группы с мрачной и злой лирикой. Чуть позже, году в 96-м примерно, мы открыли для себя Black Metal. Это стало поворотным моментом в жизни для многих из нашей компании. Интернета тогда, естественно, не было, записи доставались через сотые руки, новости в основном передавались устно и зачастую здорово приукрашенными и перевранными. Хорошо еще, что Тверь находится между Питером и Москвой, т.е. не совсем деревня. Представляю, каково было тем, кто жил на удалении от обеих столиц.
В 98-м мы вошли в контакт с московской сатанинской тусовкой , это был весьма важный момент. Мы, в общем-то, оказались в центре движухи. Вокруг было множество умных и подкованных людей, доступ к книжной и музыкальной информации, огромный стимул для развития, короче. Следующие 5-7 лет были очень насыщенными событиями, поэтому постараюсь быть кратким. Да, мы принимали участие во множестве ритуалов и взаимодействовали с сатанистами из самых разных кругов общества. Любопытно, что многие из них вообще не слушали Black Metal, некоторые даже отрицательно относились к подобной музыке.
Через какое-то время московская фракция начала потихоньку распадаться, да и у нас создалось впечатление, что мы получили всё, что хотели. Больше учиться у москвичей было нечему, и нужно было идти дальше своим путём. Лично мне уже тогда перестала быть интересна оккультная сторона сатанизма, да и на данный момент я практически не воспринимаю сатанизм в религиозном аспекте. Скорее, для меня это сложившаяся система взглядов плюс накопленный опыт. Прочный духовный стержень и внутренняя свобода.
Тексты песен Bloodrain — это такой камень преткновения для многих слушателей. Если отставить в сторону тех, кто просто не переносит экстремальный метал на любом языке, кроме английского, мы имеем тех, кто ценит твои тексты за искренность и выразительность, и тех, кто считает их простоватыми (видимо, из-за отсутствия высокомудрых и давно настоебавших цитат из оккультных книг), комичными или даже до неприличия интимными (в плане твоих «отношений» с Сатаной). Для меня очевидно, что тексты в Bloodrain играют огромную роль и пишутся подолгу, так как они очень разнообразные, нестандартные и рифмованные. Что вдохновляет тебя на написание такой лирики? Как проходит этот процесс? Было ли у тебя желание перевести группу на английский язык?
J: Видел отрицательные отзывы на нашу лирику – немного, но видел. Ну, на всех не угодишь, мы же не поп-музыку играем, которая должна нравиться слушателям и охватывать максимально широкую аудиторию. Если не радует, идите лесом, никто же не заставляет слушать, других групп полно. Если находит отклик и понимание в душе слушателя – для меня это высшая награда, значит, не зря дело делаем. Это же относится и к музыке. Конечно, тексты так же важны, как и музыка, об этом я в начале интервью и говорил.
Процесс написания может происходить совершенно по-разному, у меня нет какого-либо шаблона или универсального рецепта. К примеру, альбом «Resurgam», который я считаю самым сильным по лирике, практически полностью сочинён в автобусах по пути на работу и с работы. Пришла в голову крутая мысль – раз! И быстрее кидаюсь писать себе СМС в телефоне. Потом ещё одна, и ещё одна. Уже дома доводил до ума черновики.
Источники вдохновения могут быть различными: книги, фильмы, просто размышления, беседы с друзьями. Вот забавный случай. На альбоме «Resurgam» есть песня «Цепи Религии». Дело было так. Выступали мы у себя в Твери с нашими корешами СмертоКрест. А они в качестве сценического антуража использовали такие здоровые деревянные перевернутые кресты, обвешанные ржавыми толстыми цепями. Заканчивают они играть, мы сидим в гримёрке наготове, парни сходят со сцены и начинают свой реквизит скидывать. И тут – бац! С грохотом на пол падают эти ржавые цепи. Как в фильмах, знаешь, когда якорь на судне отдают, такой звук примерно. Я так посмотрел мрачно на эту кучу цепей и говорю своим: “Мммдааааа, тяжелы цепи религии…” А потом уже понял, какое это зачётное название для песни. Так вот и получилось.
Ну, а что касается текстов на английском языке, писать на нём однозначно намного легче, по Iscariot знаю. Но мы никогда особо не стремились завоевать западный рынок, равно как и вообще монетизировать своё творчество. Я бы сильно облегчил себе задачу, если бы стал сочинять на английском, но мы не ищем лёгких путей, как говорится. Другое дело, что на шестом альбоме я настолько высоко задрал планку лирики (моё субъективное мнение), что тексты на новый даются тяжеловато. Пока из семи новых песен со словами только две.
Состав Bloodrain за без малого 30 лет претерпел большое количество изменений, и на данный момент ты являешься единственным, кто был в группе с самого начала. Очевидно, в Твери очень много музыкантов, потому что людей, прошедших через Bloodrain, хватит на 4-5 групп 🙂 Большинство из них не задерживались в группе подолгу, но есть два человека, чей уход нельзя не отметить отдельно: это басист Set (играл с 1996-го по 2021-й) и барабанщик Angam, работавший с тобой со времён Iscariot и до 2008-го года. Почему они решили покинуть Bloodrain? Как это повлияло на группу?
J: Да, за 30 лет сменилось около 15 музыкантов, с некоторыми поддерживаю отношения, некоторые пропали с горизонта. Уход Сэта, безусловно, является наибольшей потерей, ведь мы были вместе практически с самого начала, буквально прошли «огонь, воду и медные трубы». Он просто выгорел, творчество перестало приносить ему удовольствие. Несколько раз он уже поднимал вопрос об уходе, говорил что устал и т.д., но как-то держался еще на излёте. Другое дело, что уйти он решил за несколько месяцев до юбилейного концерта на 25-летие группы. Это меня обломало больше всего, я пытался уговорить его отыграть хотя бы финальный концерт, но бесполезно. Год, наверное, не разговаривал с ним потом, если не больше. Сейчас-то, понятно, отношения уже стабилизировались, но тогда я был конкретно взбешён, да и вообще чувствовал себя преданным своим лучшим другом. Пришлось срочно искать замену, а учитывая, что песни у нас очень сложные, найти басиста было крайне непросто, ещё и за достаточно короткий срок.
К счастью, у меня был знакомый, игравший в heavy metal-группе Сага, и он согласился выручить. Тяжко ему пришлось после Сэта, ох тяжко. Впоследствии Сага приказала долго жить, и Сергей, уже под псевдонимом Tchull, остался у нас на постоянку. В итоге концерт, если честно, прошел неудачно. Я на нервяке сильно перебрал с алкоголем, Сергей тоже волновался и лажал, Antotz и Pablo вдвоём кое-как выруливали ситуацию. Но, как говорится, осадочек остался. Не люблю вспоминать то выступление, за последние лет 15 считаю его одним из самых неудачных.
С Ангамом произошла неприятная ситуация на личном уровне, вообще никак не связанная с группой, и ему пришлось уйти. На группе это сказалось, само собой, отрицательно, ведь уже был полностью отрепетирован 4-й альбом, а тут все эти дрязги. Т.е «Hostis Humani Generis» мог быть записан еще в 2008-м году, и всё могло получиться по-другому. Пришлось делать альбом практически заново, поэтому вышла такая пауза между третьим и четвертым альбомами. Знать бы тогда, что дальше будет.
Bloodrain является частью «Тверских Легионов». Расскажи подробнее об этом сообществе.
J: Изначально идея возникла в 1998-м году, если не ошибаюсь. Мы познакомились с группой Night Reich из Вышнего Волочка, это город у нас в области, примерно 2 часа на электричке от Твери. И парни из Night Reich оказались весьма прошаренными в плане информации. Они работали проводниками на поездах и постоянно привозили нам кучу всяких книг, журналов и записей, конечно. В Твери в то время были Bloodrain, Iscariot, и делали первые шаги In Deaths Embrace. Ещё была совсем молодая группа Althotas, но они развалились, не дотянув даже до записи демо.
Начитавшись “The Horned” и “Сотсирх Сусии”, мы решили, а почему бы тоже не назвать свою Black-тусовку как-нибудь идейно. На Западе тогда была популярна такая тенденция, вспомни: The Horde, Black Metal Mafia, Ross Bay Cult, The Black Legions и т.д. Множество всяких организаций, мафий, синдикатов, братств и т.д. Чуть позже к нам примкнул Артём со своей группой Thalarion Lati, впоследствии ставший нашим барабанщиком. Thalarion Lati перед распадом успели выпустить альбом на Othal Prod. Очень неплохой, кстати.
Сейчас это может показаться детским садом, но тогда нам происходящее казалось вполне нормальным. Раз в пару недель мы всем скопом выезжали к другу на дачу под Тверью, набирали бухла и вели ночами различные дискуссии, обсуждали книги, новые альбомы. Там же и ритуалы проводили по необходимости. Т.е. не просто тупо нажирались, хотя с некоторыми такое иногда случалось. Потом идея Тверских Легионов как-то сама себя изжила, разошлись дорожки. Хотя с некоторыми бывшими легионерами поддерживаем отношения до сих пор.
Bloodrain позиционирует себя как Black Metal-группа и существует с тех времён, когда трупный грим, кожа и железо были обязательными атрибутами жанра, однако я не припомню, чтобы вы хоть раз раскрашивали лица. Почему вы решили не использовать традиционный имидж?
J: Не-не-не, ты что? Уже на третьем выступлении в начале 97-го года мы были в гриме и выступали так примерно до 2005-го. Потом я и барабанщик перестали использовать грим, а Сэт и Пабло красились еще лет 15 примерно. Здесь много факторов сошлось тоже. Можно было бы свалить все на тренд, но меня больше всего стали доставать вечные геморы с контактными линзами и грязными руками после нанесения макияжа. Гитара потом вся в говне, рожу хрен отмоешь, ибо горячая вода не во всех клубах есть, линзы теряются постоянно, в гримерках тесно, все вокруг этим жиром заляпано. Да ну, в пизду… И времени дофига уходит на макияж, я лучше руки разомну перед выходом лишние 15 минут.
Помню, играли мы в Москве с Nargaroth, и вот они чекаются, но Канвульфа нет и нет, даже микрофон за него гитарист отстраивал. И тут, за 5 минут до выступления, он приезжает на такси из гостиницы уже в гриме и в шипах. Быстро кивнул всем в гримерке и сразу на сцену. Мы такие, дааааа, хуясе уровень… Вот ведь пижон, бляха-муха. Отвечая на последнюю часть вопроса, я считаю, что отказавшись от грима, мы стали выглядеть пусть и менее театрально, зато более естественно и уж точно не менее злобно.
Пройдёмся по дискографии Bloodrain. В следующих вопросах я буду высказывать оценочные суждения, сформированные на основе собственных впечатлений как слушателя, рецензента и издателя, а также чужих впечатлений, почерпнутых во время бесед на музыкальные темы. А ты можешь со мной поспорить или согласиться.
Итак, «De Vermis Mysteriis». Вы записали его в 2001-м году, в разгар эпохи ранней цифры, когда все радостно прописывали пластиковые триггерные барабаны и баловались с гармонайзерами. Но, как мне кажется, на первом альбоме запись старомодная, аналоговая, с минимумом редактирования, из-за чего он звучит местами кривовато, но очень честно. Расскажи о том, как создавался ваш дебют.
J: «De Vermis Mysteriis» записывался по такой же схеме, как и Iscariot «The Black Square». Сначала на репетиционной точке на несколько микрофонов записывались барабаны. Причем на обычную кассетную деку, просто покупалась дорогая хромовая кассета. Разумеется без всяких кликов, метрономов и т.д. Более того, Ангам играл все по памяти и с одного дубля, без всяких склеек и правок. Т.е. у него даже гитары в наушниках не было. Обрати, кстати, внимание, что звук барабанов на Iscariot и дебютнике Bloodrain очень похож. Ударные для обоих релизов записаны в военной казарме, где мы репетировали тогда. На Iscariot звук, правда, получше – видимо, М. Фрост с Ангамом тогда по-другому развесили микрофоны, ну или х.з.
После этого мы поехали к товарищу, который только недавно купил домашнюю портастудию. Там он каким-то образом извлекал барабаны с кассеты, и мы накладывали бас, обе гитары и вокал. Самое сложное было с вокалом, т.к. никто с непривычки не позаботился о какой-либо звукоизоляции, и мне приходилось орать на всю многоэтажку. Во соседям кайф был, наверное. Далее владелец студии на пару с Ангамом лепили из говна конфету, в результате имеем то, что имеем.
«De Vermis Mysteriis» изначально вышел самиздатом на кассетах, затем на кассетах в Латвии, затем на CD-R в Украине, и только в 2008-м вышел нормальный CD… в Канаде (это был ваш первый и до недавнего времени последний релиз на условном Западе). Как вы попали на Morbid Winter Records? Неужели до Metal Race в 2017-м не было предложений издаться из РФ?
J: Почти всё верно. Было сделано 225 кассет самиздатом, потом Юрис из Beverina Prod напечатал еще 500 кассет. Существуют также 2 бутлега от De Profundis Prod и Funeral God Prod, но даже говорить о них не хочу. Велись переговоры насчёт CD с чешским Pussy God Rec; альбом Барбарюду очень понравился, но он на тот момент испытывал творческий кризис и временно заморозил и лейбл, и свою группу Maniac Butcher. Процесс завис на довольно долгое время. Потом Илья из Stellar Winter Rec посоветовал нам написать канадцу из Morbid Winter Rec – к стыду своему, я даже не помню его имени. Он пропёрся от материала, выпустил 1000 дисков и сразу прислал нам нашу часть тиража. Как-то очень быстро всё получилось. Другое дело что звук там совсем уж подвальный, ни о каком мастеринге тогда понятия не имели.
Перед тем как переиздать альбом на Metal Race Rec, М. Фрост поработал над альбомом, вычистил все шумы, что-то помудрил с эквалайзерами, и, как он выражается, «надул» запись. Вытянул все по максимуму, насколько было возможно, не имея исходных дорожек. В результате, если сравнить звук на канадском и на российском издании, разница сильно ощутима. Хот всё равно звук не фонтан, понятное дело. Что до переиздания именно на Metal Race Rec, мы как-то больше уделяли больше внимания новым альбомам, благо «De Vermis…» уже всё-таки был увековечен на CD. А потом пришла в голову мысль, что канадское издание практически не достать, да и вообще народ начал спрашивать. Посоветовались с Толей и решили сообща, что всё-таки нужно издать альбом в нормальном виде. Что и было сделано.
«Ultimatum» вышел уже в РФ. На мой взгляд, это ваш лучший альбом: яркий, гневный, сокрушительный, разнообразный. Чистоголосый припев из «Под звездой Люцифера» — это на вес золота! Несмотря на дистанцию всего в 2 года, это был не шаг, а целый скачок вперёд по сравнению с дебютом в плане качества звука, игры и вообще всех составляющих. С чем связано такое резкое улучшение?
J: Во-первых, дело в самом материале. Когда сочинялся «De Vermis…», мы были под сильным впечатлением от скандинавского Black Metal. Помню, что 3 альбома мы слушали постоянно: Mayhem «De Mysteriis Dom Sathanas», Dark Funeral «The Secrets Of The Black Arts» и Dissection «Storm Of The Light’s Bane». Поэтому дебютник звучит c оглядкой на норвежцев и шведов. На «Ultimatum» мы расширили горизонты, вспомнили и свои любимые Death/Thrash группы, да и Black уже слушали не только скандинавский. К тому же, как уже упоминалось, я забрал с собой несколько риффов из Iscariot, из тех песен, которые были сочинены уже после «The Black Square». Так что М. Фрост справедливо обозначен соавтором на 3-4 песнях, а у него очень своеобразная композиторская манера, отличная от моей. Во-вторых, «Ultimatum» записывался уже в нормальной полноценной студии «Арсенал» с хорошим звукоинженером Иваном Завалкиным (R.I.P.). И в-третьих, мы же не только пьянствовали эти два года, а усиленно репетировали, да и концерты были в среднем раз в пару месяцев, т.е. материал уже был обкатан. Сводили альбом по традиции звукач и Ангам, вроде ещё М. Фрост помогал немножко.
«Ultimatum» стал первым релизом Hexenhammer Records, саблейбла Stellar Winter Ильи Бабина, без малого легендарного деятеля правой сцены. Хотя Bloodrain никогда не была политической группой, на «Ultimatum» появилось твоё первое высказывание на социальную тему – песня «Тучи над Россией», направленная против, кхм, гостей с Кавказа. Почему ты вообще решил высказаться об этом в рамках Bloodrain? Возможно, как раз эта песня зацепила Илью Бабина? Как сложилось ваше сотрудничество — Илья изначально создал лейбл более свободного идеологического содержания под издание вашего альбома?
J: «Тучи Над Россией» была написана еще в 1998-м году для Iscariot, она как раз из тех песен, что были сделаны уже после записи демо-альбома. Тогда как раз всё это засилье кавказцев начало принимать массовый характер. И кстати, там во второй части песни еще америкосам достаётся, так что не чурками едиными… В итоге я переписал текст на русском, забрал песню в Bloodrain, и в 2003-м она оказалась еще актуальней! Мы не были особенно активными nazi, совершенно верно, более того в тусовке Stellar Winter на нас всегда смотрели косо. Справедливости ради, стоит сказать, что и нам их компания не понравилась, за исключением самого Ильи Бабина и, пожалуй, Бориса Кальдрада.
Изначально выпустить альбом хотел Леонидас из греческого ISO666. Это было до того, как он приобрёл репутацию наёбщика. Также было предложение от Юрия Васюры из украинского Griffin Music. Но и там, и там не было конкретики по срокам, вдобавок нам хотелось лейбл поближе, чтобы быть постоянно на связи и хоть как-то контролировать процесс издания.
В итоге поступили так: я написал Бабину бумажное письмо, сказал, что слышал о нём кучу говна в московском андеграунде, и, исходя из этого, сделал вывод, что он явно должен быть пиздатым чуваком. В результате, так, в общем-то, и оказалось. Через какое-то время он позвонил мне домой, мы довольно плотно пообщались и договорились о встрече на нашем концерте в Москве через пару недель. Ну встретились, их целая толпа пришла, они сходили на наш концерт, Бабину всё вроде понравилось, и на следующий день мы поехали к нему в гости обсуждать выпуск альбома. Илья предполагал, что мы будем дальше двигаться в nazi -направлении и будем отходить от сатанизма. Но я дал понять, что «Тучи Над Россией» – это всего лишь одна из составляющих нашей общей ненависти к человечеству в целом, и смены концепции не предвидится.
В итоге это не помешало нам договориться о выходе альбома. Правда, специально под нас был создан саб-лейбл Hexenhammer Rec, так как в идеологические рамки Stellar Winter мы не вписывались. Кстати, до сих пор остаюсь очень высокого мнения об Илье, что бы там про него не говорили. Для группы он сделал много, да и вообще всегда был очень честен и порядочен с нами.
Третий альбом, «Nomen Nostrum Legio», я послушал, когда мы (Possession Prods) издавали сборник «Ultimatum & Nomen Nostrum Legio» вместе с Satanath Records. И на фоне предшественника он меня немного разочаровал, поскольку оказался совсем не таким взрывным. Музыкальная и звуковая палитра получилась словно бы немного приглушённой, хотя записывался он в той же студии. Согласен ли ты с этим? В чём причина таких перемен?
J: На третьем альбоме посыл был такой: а давайте сделаем свой «Reign In Blood»? Короткий, злой и лаконичный, прям вот чтоб вообще ничего лишнего. Но здесь умудрился подложить свинью Ангам. Вроде это были длинные майские праздники, все бухали и тусовались, а он поехал втихаря записываться один. И опять играл все по памяти без гитары в наушниках. В итоге он загнал темп до такой степени, что, когда мы услышали барабаны, нас аж заколдобило. Ну, как-то справились. Помню, что некоторые кусочки мне приходилось прописывать за Вия, т.к. он не выгребал такие скорости. При том, что он был очень хорошим и аккуратным гитаристом.
По сравнению с «Ultimatum» звук на «Nomen Nostrum Legio» мне нравится больше: порезче он, да и не такой дэтовый. Сводили альбом также Иван Завалкин и Ангам, в микс мы вообще не вмешивались, они и так хорошо работали в тандеме.
«Hostis Humani Generis», ваш четвёртый альбом, по всеобщему убеждению является самым неудачным. К недостаткам тут можно отнести практически всё: не очень ровное исполнение, не самые впечатляющие песни с заходами в Heavy Metal, тексты на грани фола, слабый чистый вокал. И даже атмосфера у альбома какая-то странная. У меня создалось впечатление, что — прости за прямолинейность — он записывался либо под конец дикой пьянки, либо с сурового похмелья. Расскажи, как оно было на самом деле?
J: Да, с «Hostis Humani Generis» все пошло через жопу с самого начала. Мы потеряли половину состава: сначала ушёл Вий, потом пришлось расстаться с Ангамом. Смена гитариста, к счастью, прошла безболезненно. Пабло успел немножко поиграть в Thalarion Lati с Артёмом, поэтому, несмотря на молодость и недостаток музыкального опыта, он уже понимал, к чему готовиться. Плюс, они с Сэтом все-таки родные братья, так что проблем не предвиделось.
А вот с драммером да, здесь все было сложнее. Кандидатов, кроме Артёма, у нас особо и не было, но играть партии Ангама – задача ещё та. Артём очень импонировал нам как человек, да и энтузиазм у него прямо зашкаливал, и тем не менее сразу было ясно, кто является в группе слабым звеном.
Второй момент – смена студии. Вместо уже привычного «Арсенала» мы пошли в студию «Craft», владелец которой вообще в первый раз имел дело с настолько экстремальной музыкой. Я успокаивал себя тем, что зато звук будет не такой вылизанный и коммерческий как на 2-м и 3-м альбомах, а даже если и нагрязним мальца, то это только в плюс, будет более блэково. Переборщили.
Запись происходила в сорокоградусную жару, даже в буклете указано, что это было «Dirty Black Summer», как в песне Danzig. Артём старался как мог, прописывали его совсем короткими кусочками с кучей дублей, морока та еще была. Плюс на улице температура как в Аду, а я постоянно гасился крепким алкоголем. С басом и гитарами было проще, сыграно всё почти безупречно. Но к тому дню, когда писали голос, я был настолько измучен жарой и алкоголем, что был далёк от нормальной вокальной формы. При этом еще как-то и на работу ходил. Вообще жесть, гордиться нечем, короче.
В общем, когда я поехал записывать вокал, кореш мне выдал с собой 0,7 хреновухи – это такая 40% настойка с хреном, мёдом и имбирем. Плюс на улице-то парилка, пришлось еще и пива холодного взять в студию. Как я умудрился всё спеть – вообще загадка, так как уже к середине дня у меня начал конкретно заплетаться язык. К счастью, почти всё было сделано. Самым стрёмным местом является чистоголосый кусок в «Былине»; ну никак не получалось лучше спеть, кучу дублей делали, и без толку. Пришлось оставить. В общем, когда Сэт с Пабло к вечеру приехали в студию, я лежал мертвым грузом на полу в комнате для записи вокала, а совершенно охреневший от происходящего звукач правил дорожки. Такая вот стрёмная, зато правдивая история, не из тех, что хочется часто вспоминать.
Соответственно, раньше-то сведением занимался Ангам, а теперь пришлось все делать самим, со звукооператором без соответствующего опыта. В результате «Hostis Humani Generis» звучит грязно, бас торчит, ещё и вокал с барабанами не блещут. Тем не менее, в защиту альбома скажу, что он очень искренний, пусть и простоватый по лирике и музыке. Я до сих пор обожаю играть на концертах «Изгой» и «Злой На Весь Мир».
На «Hostis Humani Generis» твои тексты дали резкий крен в сторону мизантропии, кульминация которой наступала в финальной песне «Злой на весь мир». Существовали ли для этого какие-либо конкретные причины?
J: Здесь получается продолжение предыдущего ответа. На тот момент все в жизни как-то наперекосяк пошло, куча проблем навалилась. Поэтому альбом по текстам и получился такой очень личный, полный отчаяния и ненависти. Ну, и название соответствует. «Hostis Humani Generis» означает «Враги Всего Человечества».
На альбоме «Adora Satanae» вы вернулись в лучшую форму, и это мой любимый альбом Bloodrain наряду с «Ultimatum». Яркий, бодрый, с отличными песнями. У меня остались только хорошие воспоминания о работе над ним, и я не раз слушал его до и после релиза. Помню, что нам даже удалось сделать альбому неплохое промо, после чего оба релиза Bloodrain, сделанные с участием Possession, начали хорошо уходить за границу. Перерыв между 4-м и 5-м альбомами был очень долгим, но явно пошёл группе на пользу. Расскажи о том, как создавался «Adora Satanae».
J: За этот период произошло много событий, включая убийство хачами нашего барабанщика Степаныча, который играл после Артёма. Какой же True Black без убийств? Вообще, долгие паузы между альбомами объясняются проблемами с драммерами, сложно с ними в Твери.
Итак, на пятом альбоме, несмотря на то, что записывали его опять в «Craft», мы постарались учесть ошибки, допущенные на предыдущем релизе. Писались исключительно трезвыми. Только когда начали сводить, Пабло поехал за пивом. Нового барабанщика Руслана мы тренировали под себя года полтора-два, записывать его было относительно несложно, хотя всё равно на правки ударных ушло дня три, не меньше. Юра Кравченко, владелец студии, докупил оборудования, да и вообще уже понимал, с кем связался. Но, к сожалению, одновременно он сильно обленился и расслабился. Если на 4-м альбоме он прям весь горел желанием всё получше сделать, на ошибки указывал, заставлял что-то переписывать, то на записи «Adora Satanae» он весьма вяло выполнял свою работу. Сидел со скучающим сонным видом, типа “и так сойдёт”. При том, что расценки на студийное время были не сказать, что дешёвые.
С Русланом тоже было, кстати, не сказать, что прямо-таки идеально. Он научился играть очень быстро, «сыпал горохом», но всё это в ущерб мелодичности. Т.е., по большому счёту, тоже «загнал» альбом. Да, сыграно нормально, масса интересных фишек, но какая-то часть красоты и душевности из песен пропала напрочь. Сейчас эти же песни играет Antotz, и звучит всё по другому, на слух намного приятнее, как-то лучше он их чувствует, что ли. В результате звук получился неплохой. Не вылизанный, но и не грязный как на «Hostis». Возможно чуть глуховатый, как по мне.
Издание выполнено вполне прилично, хотя есть косяк. Мы очень тщательно вымеряли все паузы и выслали Толе для печати именно мастер-тейп, т.е. болванку. А Толян этот момент профукал, взял альбом из облака, и диски нарезались тупо с фабричными настройками. В итоге все наша затея с разными паузами накрылась, но самое хреновое – это дырка между Intro и первой песней. На самом деле, на мастер-диске два первых трека плавно переходят один в другой. Вот такая ложка дёгтя.
И, наконец, «Resurgam». Альбом более аккуратный, последовательный и, не побоюсь этого слова, литературный (стоит лишь присмотреться к тематике текстов). Почему ты выбрал для него такое название («Возрождённый»)? Связано ли это с уходом из группы твоего давнего товарища Set’а? Чем, на твой взгляд, этот альбом отличается от предыдущих?
J: Название связано не только с перерождением группы, хотя и это также подразумевается. У меня лично за эти 5-6 лет, прошедших с записи предыдущего альбома, произошло некое переосмысление как духовных, так и вообще жизненных ценностей, если можно так выразиться. Многое было обдумано, постарался максимально отсеять лишних людей из своего окружения, более-менее научился контролировать проблему с алкоголем и т.д. Тоже Resurgam, в общем.
На шестом альбоме, как говорится, звёзды сошлись. Началось с того, что М. Фрост посоветовал нам новую студию «Paper Lakes». Вообще, судя по частому упоминанию его в ходе интервью, Фроста, наверное, можно назвать неофициальным пятым участником Bloodrain. Много полезного он для нас сделал, да и сейчас делает.
Звукач Алексей Левин тоже в первый раз имел дело с Black Metal, но в данном случае это оказалось огромным плюсом. Его нестандартный и ответственный подход к записи пошёл только на пользу. И вообще, работать с ним было очень приятно. Также он теперь озвучивает все наши тверские концерты и старается сделать для нас всё по максимуму. Больше всего мы с Пабло переживали за новобранцев. Antotz и Tchull были в группе относительно недавно, а тут такое серьёзное испытание. Это ж не концерт отыграть и расслабиться. Альбом – это совсем другое. Беспокоились мы зря: каждый из ритм-секции уложился в одну сессию, т.е. 4-5 часов, и править почти ничего не пришлось, если только совсем по мелочи. У нас с Пабло тоже всё прошло без сучка без задоринки, М.Фрост сделал Intro / Outro, и Алексей Левин приступил к сведению. Наверное, получилась самая непринуждённая запись за все годы существования группы, очень позитивная атмосфера была в студии. Далее М.Фрост и Алексей Трахачёв (R.I.P.) сделали мастеринг, и альбом был готов.
Следующей удачей было знакомство с художницей V.V. Толя с Metal Race посоветовал нам её, и свою работу она выполнила безупречно. Работать с ней было очень легко и комфортно. С тех пор мы являемся очень хорошими друзьями. Кстати, Феникс на обложке, или, как мы его называем, Жар-Птица, также напрямую пересекается с названием альбома. Издание также выполнено великолепно, Толя постарался. В целом, этим диском я очень горжусь по всем параметрам, и для меня он, бесспорно, лучший в нашей дискографии.
«Resurgam» вышел в РФ на Metal Race и в Германии на Ketzer Records. Чьей инициативой было последнее?
J: Идея возникла как-то спонтанно. На тот момент уже была договорённость с Metal Race насчёт издания альбома. С другой стороны, за годы пребывания в андеграунде у меня было много связей с заграничными лейблами, и я подумал, что хуже не будет, почему бы не попробовать? Альбом ведь действительно хорош, вдруг кто-то заинтересуется ? Пусть параллельный тираж будет, Толе не в убыток.
И опять удача, долго искать не пришлось. Алекс из Ketzer Rec послушал и сразу сказал: выпускаем. Хули, немец, чёткий, как скальпель. Единственное, он попросил заменить кавер-версию с Running Wild на Von, т.к. Running Wild – немецкая группа, и мало ли что, они ж там все педантично законы соблюдают. Всё было сделано настолько оперативно, что мы и ахнуть не успели. Более того, этот хитрюга уже во время санкций умудрился переслать нам нашу часть тиража настолько вертлявым путём, что мы аж диву дались. Толя, понятно, был не в восторге от подобного расклада, но, к счастью, до конфликта дело не дошло, как-то сгладилась ситуация.
Сегодня складывается впечатление, что в лице Metal Race вы обрели стабильного издателя. Как вы познакомились с Толей?
J: Совершенно случайно увидел на сайте Headbanger.ru новость, что неизвестный мне молодой лейбл переиздаёт на дисках альбомы группы Железный Поток. А я, как уже говорил, большой фанат совкового металла, ну и написал на лейбл, купил диск. Потом дело дошло и до диалога насчёт наших изданий на Metal Race. Вот так удачно всё сложилось. Бывает, что спорим иногда, не без этого, но в целом сотрудничеством с Толей довольны.
Как бы ты оценил популярность Bloodrain в РФ и за границей? У меня сложилось довольно странное впечатление: с одной стороны, в этой части света Bloodrain все знают и многие уважают, но при этом я не замечал, чтобы вы катались куда-то с турами.
J: Большая часть авторских копий у нас всегда уходила на подарки и обмены. Как я уже говорил, никогда не старался как-то особо заработать на нашей музыке. Этакий лавкрафтовский подход у меня к своему творчеству: типа, унизительно творить ради денег. С западных лейблов отзывы всегда были хорошими. Бывает, просто какие-то фанаты из-за рубежа на почту пишут, благодарят за то, что мы делаем, успехов желают и т.д. Не особенно часто, но случается. И мне гораздо приятнее такая отдача, нежели получить 500 рублей за диск, к примеру.
А что касается туров, мы никогда не позиционировали себя как туровую банду, точечные концерты для нас предпочтительнее. Да и не верю я в возможность заработка музыкой, если вы не крупная группа типа Арии, например. Мы все работаем на обычных работах, драммеру это ещё предстоит, так как он только закончил колледж, ну и, конечно, мы вкладываем деньги в группу, оборудование и т.д. Это нормально, я считаю.
Доводилось ли вам играть в Беларуси? Слушаешь какие-либо беларуские группы?
J: Нет, у Вас мы ни разу не играли, предложений не было. Если позовут, рассмотрим вариант, почему бы и нет? Конечно, имею представление о белорусской сцене, многое есть в коллекции. Лучшие группы, по мне – это Niezgal (R.I.P.) и Łatanu. Очень хорош первый альбом Šmiercieslaŭ, новый не очень впечатлил. Весьма неплохи Zmrok, Šturm, ранние Pagan. Есть также диски Kruk, Pestilentia, Verwüstung, Krumkach, Khandra, Эти группы мне нравятся поменьше и слушаю я их реже.
Есть / были ли у тебя какие-либо музыкальные проекты помимо Bloodrain?
J: У меня был только Iscariot в 97-98 годах. А так у нас джентльменское соглашение. Никто не играет нигде, кроме Bloodrain. Нас Ангам достал в своё время участием в различных проектах, т.е он пользовался тем, что выгнать лучшего драммера в городе мы не можем, ну и играл в куче различных говно-групп параллельно.
Занимался ли ты или другие музыканты Bloodrain какой-либо околомузыкальной деятельностью (изданием музыки, фэнзином и т.п.)?
J: Нет. Bloodrain у меня в голове 24 часа в сутки.
За плечами группы около 100 концертов. Какой был самым лучшим?
J: Большинство были хорошими, за исключением тех, когда мы играли конкретно нетрезвыми, а раньше такое случалось частенько. Чаще, чем хотелось бы. А лучший? Пожалуй, это был концерт в Питере году в 2007-м или 2008-м, организаторами были парни с лейбла Helvete.Ru. Мы были хэдлайнерами вместе с финнами Gramary, убойная группа, странно, что они не прорвались на фоне многочисленных посредственностей из Финляндии.
Помимо нас и Gramary было еще 5 или 6 групп, мы с финнами были в одной гримёрке, а все остальные в другой. Мы приехали и офигели просто: кожаные диваны, полный холодильник халявной водки, пива и закусок, даже душевая кабина была. Помню, Сэт тогда сказал, что первый раз в жизни чувствует себя рок-звездой, и мы долго ржали. Казалось бы, много ли для счастья надо? Сам концерт прошёл отлично (несмотря на холодильник), выступали мы втроём, уже без Вия, и очень удачно. Gramary тоже показали класс. Потом мы полночи тусили и корешились с ними (не отходя от пресловутого холодильника), общаясь на русско-финско-английском языке. Реально крутая группа и очень приятные люди.
Концерты и выезды обычно сопровождаются всякими нелепыми и забавными случаями. Расскажешь что-нибудь? На худой конец сойдёт байка про то, как кто-нибудь обосрался — это всегда весело!
J: Ну мы всё-таки стараемся держать сфинктеры под контролем, даже будучи совершенно угашенными. В начале 2000-х мы часто выступали с корешами из Демонов Гильотины, они тогда были ещё в оригинальном составе. Такая дичь творилась на концертах и после, до сих пор удивляемся тому, что нас довольно редко загребали в ментовскую. Просто сверхъестественное везение, других объяснений я не вижу. Тут впору отдельный журнал делать про наши приключения, в двух словах не расскажешь, извини.
Неотвратимо надвигается 30-летие Bloodrain. Как будете отмечать?
J: Да, в феврале будет 30 лет группе, с ума сойти. У себя в Твери отмечать будем, в качестве гостей будет группа Doden Grotte. Готовимся потихоньку, надеюсь все пройдёт хорошо.
На этом всё, благодарю за ответы! Если хочешь что-то добавить, проанонсировать, или просто продать «Москвич» — милости прошу!
J: Возможно, Tchull захочет продать свою ржавую Nexia, да и то сомневаюсь, привык он к ней.
А если серьезно, спасибо за проявленный интерес к Bloodrain и очень подробное интервью. По большому счёту, в преддверии юбилея мы по всей нашей истории прошлись.
Не знаю, у многих ли хватит сил и терпения прочитать всё, что я тут наговорил, но я старался быть обстоятельным и предельно откровенным в своих ответах. Анонсировать 7-й альбом всё-таки рановато, но работа идёт полным ходом, хотя и слишком медленно, на мой взгляд. Спасибо за внимание и уделённое время. Hail Satan !
Декабрь, 2024
Класс! Спасибо за Ваш труд!