Год выхода: 2012
Издатель: A.M.F. Productions / Voices Defying Death
Оценка: вне категорий
С гродненским проектом GNIEU у меня всегда были сложности. Речь идёт не о каких-то проблемах во взаимоотношениях, а исключительно о музыкальной части. Об этих сложностях можно высказаться и на примере альбома “Dein”, присланного мне участником проекта на рецензию. Начну с самого начала: GNIEU – категорически правильная группа во всём, что касается идейной и визуальной составляющих. Ну разве что последняя буква названия смущает, там всё-таки должно быть “Ŭ”. GNIEU – это своеобразный беларуский наследник BBH. Он всегда находится в тени, не даёт ни малейшего повода обвинить себя в клоунаде, придерживается первичных форм, транслирует глубокую архаичную духовность, со всей ответственностью подходит к своей лирике. Визуальное оформление его альбомов – отдельная тема, которой нельзя не посвятить несколько предложений. Это старорежимный андеграунд в лучшем понимании: всё сделано на коленке, но с душой и смыслом. Взгляните на любую из обложек GNIEU – разве они не прекрасны? “Dein” продолжает эту линию. Самиздатная версия альбома, имеющая тираж всего в 20 копий, доставила мне особое удовольствие, которого не получишь, перелистывая странички и перебирая приблуды моднейших медиабуков в боксах. Напечатанный на плотном картоне шестипанельный дигипак склеен вручную и вложен в чёрный конверт с номером копии. Внутри лежит ещё один конвертик с диском, а также типографский 12-страничный буклет с артами и текстами. Всё это (включая конверт с диском!) оформлено радикально по-старинке – монохромными сумрачными рисунками с классическими мотивами: леса, вороны, небесные завихрения и бесконечная мрачная ночь. На меня оказал неизгладимое впечатление самый, казалось бы, примитивный рисунок – тёмный лес с кривыми елями. В отличие от остальных артов, он больше смахивает на незаконченный набросок, но вызывает почти физически ощутимое чувство ночного леса. В общем, оформление “Dein” покорило меня навсегда, уже несколько недель рассматриваю его снова и снова. Единственный минус этого самиздатного релиза – то, что альбом издан на CDr с накаткой. Но иначе нельзя, никто не будет делать заводской тираж в количестве 20 копий. Кассетный релиз тоже хорош – стильно, качественно, да ещё и в слипкейсе. И тираж в 12 раз больше, чем у диска. Посмотреть на оба варианта с высоты в полтора метра можно здесь.
Говоря о лирической задумке “Dein”, я лучше вкратце процитирую автора, дабы не выдвигать ошибочных предположений. “”Dein” по-латыни означает “затем”, “после”, “потом” (в контексте времени). С этим промежутком (в первую очередь, с его недостижимостью) связываются ход времени, устремления воли, сам трагизм недосягаемости момента. Если описать это упрощённо – то, что случилось до определённого момента, прошлое, уже преодолено или осуществлено; нынешнее – то, что всегда происходит; потом – момент, который всегда впереди. Именно к нему направлены устремления. Движение, трагизм и устремления находят символическое отражение в нескольких ключевых аспектах:
– Стихия (неподвластность природной мощи, катаклизмы, трагизм и “новое начало”);
– Север (в первую очередь в метафизическом смысле) и его архетипы.
Именно с этим связано и звучание композиций, и их структура и вокальная часть”.
Вот мы и подобрались к камню преткновения, то бишь к композициям с их звучанием, структурами, вокальными частями и прочими составляющими. Во-первых, на протяжении всего существования GNIEU портит свою музыку хилой драм-машиной. По словам автора, кое-где настоящие барабаны всё-таки есть, но я их, должно быть, не расслышал. А драм-дурак абсолютно ужасен, даже если учитывать крайнюю андеграундность группы. Уж лучше кривой и пьяный (зато всё-таки живой) барабанщик-самоучка, чем это. Во-вторых, композиционный стиль группы очень… ммм… нетрадиционный. Gnieu никого не повторяет – это хорошо. Но в песнях отсутствует некая общая линия – это плохо. Они как будто составлены из разнообразных кусков, собранных вместе без особого старания создать целостность. И хрен поймёшь, то ли это всё сочинялось с бухты-барахты, то ли виновата затянувшаяся на пару лет запись отдельных партий, то ли просто здесь такая своеобразная задумка. Автор утверждает последнее, и я склонен ему верить, так как видно, что человек серьёзный. Однако мне даже после внимательного вникания в контекст не удалось сопоставить его с разбродом, царящим в музыке. Впрочем, автор отмечает, что GNIEU не совсем-то и музыка, если говорить о ней в привычном понимании. Пожалуй, это всё объясняет. И не отменяет того факта, что воспринимается GNIEU с немалым трудом. Он не отталкивает, отнюдь. Но по истечению прослушивания довольно сложно описать, что же это такое было. Одно я могу однозначно похвалить – это вокал. Потусторонний, разнообразный, он подтягивает одеяло атмосферы там, где проваливается инструментальная часть.
Постараюсь подытожить: “Dein” (как и другие работы GNIEU) – тотально некоммерческий альбом, в котором пресловутое “для себя” выражается в настолько сильно, насколько это возможно сделать, не доходя до абсурда. Это очень нишевая музыка, ближайшим аналогом которой могут служить также издающиеся на кассетах и CDr нацистские альбомы из какой-нибудь Болгарии. Но большинство этих праворадикалов – будем смотреть на вещи непредвзято – являются играющими жопой бездарями, которые (безуспешно) пытаются прикрыть свою бездарность похвальбами о том, что они чудовищно звучат и городят околесицу лишь в силу своей невероятной экстремальности. GNIEU же явно стоит гораздо выше. Так что я не могу сейчас написать своё традиционное “рекомендую фанатам таких-то групп”. Я рекомендую этот альбом тем, кого в первую очередь интересует духовная составляющая произведения.