Год выхода: 2021
Издатель: Tribulacion Productions / Musica Hibrida
Оценка: 8,4 / 10
Эта рецензия вызвала у меня небольшие моральные терзания, которые, думаю, понятны тутэйшым осведомлённым слушателям. Мы знаем, где зарабатывает себе на жизнь Радим; точнее, раньше это было “где”, а сейчас правильнее говорить “на чьей стороне“. У меня самого половина семьи носила погоны, поэтому я понимаю, что и пенсия на носу, и профессиональная деформация, и что из некоторых систем очень нелегко выбраться даже при большом желании. Но, как говорится, осадок остаётся.
Тем не менее, я всегда стремился отделять творчество от личной жизни творца, пока они не вступают в противоречие. Годы взаимной поддержки тоже кое-что значат, как и тот простой факт, что музыка ŠMIERCIESLAŬ – веха в истории беларуского метала. И его новый альбом – событие. Событие, произошедшее совершенно неожиданно. Относительно недавно я узнал о том, что в доме, где располагалась репетиционная студия Радима, а также железо и прочие вещи, связанные с музыкой, произошёл пожар, и большая часть добра сгорела. Поэтому я предполагал, что не будет уже нам ни нового ŠMIERCIESLAŬ, ни OYHRA. Оказалось, будет. Мало того, следующий альбом ŠMIERCIESLAŬ уже делается!
Внезапно узнав о выходе “Блэк Метал Тарнада”, мы долго пытались угадать, кто же выступил издателем. Не угадали, хотя правильный ответ был очевиден – старый колумбийский знакомый, который раньше издавал сплит ŠMIERCIESLAŬ с APHOOM ZHAH. Партнёром выступил лейбл из Эквадора. По какой-то причине латиносы сделали релиз втихую, хотя обычно они любят позасрать все интернет-площадки анонсами, набранными капсом. В данный момент вы не найдёте в Сети ни секунды музыки ŠMIERCIESLAŬ, если не считать кратенького фрагмента на скверного качества видеозаписи, где хозяин Musica Hibrida демонстрирует внутренности диска. В общем-то, от этого даже интереснее.
“Блэк Метал Тарнада” – первый релиз, если память не подводит, где Радим сам исполнил абсолютно всё. Поскольку Даркут забил на метал и взялся за практику целительства по Скайпу, Радим решил не приглашать в свой по-настоящему личный проект другого барабанщика, который играл на двух актуальных альбомах OYHRA, а сам стал изучать игру на барабанах. Все проблемы и характерные особенности “Блэк Метал Тарнада” тем или иным образом связаны с барабанами. Альбом в чём-то напоминает ранние записи JUDAS ISCARIOT, поскольку сразу слышно, что барабаны – не основной инструмент для Радима. По большому счёту, на протяжении всего альбома он играет один и тот же ритм с небольшими вариациями в скорости, и в любом случае довольно неторопливо, если сравнивать с гитарами. Как я понял, Радим решил не нарушать священный принцип андеграунда и сыграл партии живьём от начала до конца, без правок. Поэтому барабаны местами звучат ещё и довольно криво, а в моментах со стакатто-переходами между квадратами (не знаю, как это правильно называется), похоже, подставлен сэмпл. То ли Радиму пока не удаётся совершать такие переходы, не сбиваясь, то ли одно из двух. Недочёты ударных партий во многом компенсируются мощью, вложенной в каждый удар. Радим ебашит по несчастным бубнам так, что я диву даюсь, как они выдерживают. Несмотря на все замечания, нельзя сказать, что барабаны на альбоме получились провальными. При желании к ним можно придираться, они действительно тянут альбом назад, не позволяя ему достичь ультра-скоростей “Cjomny pryliŭ razburennja”. С другой стороны, они придают альбому просто-таки незыблемую целостность. Благодаря одинаковому ритму каждый из шести треков остаётся частью громадной глыбы чёрного железа.
Пока барабаны отстукивают свой ритм, гитарные партии привычно играют в догонялки и увиваются вокруг друг друга. Ни секунды мельтешения на месте – только вперёд. Скорость гитар на “Блэк Метал Тарнада” приближается к DEATHHAMMER, а плотность оставляет норвежцев далеко позади. В звуковом пространстве стабильно присутствуют две-три дорожки, которые кажутся шестью-семью из-за характерного резко-тяжёлого саунда. Бас располагается немного в тени, но его переборы создают решающий объём. На авансцену он выходит в тех редких фрагментах, где гитары берут передышку, а также в композиции “Чвэрць стагоддзя ў Метале”. В плане стилистики и настроения риффы получились смесью обоих подходов с предыдущего сдвоенного релиза. От “Cjomny pryliŭ razburennja” им передалась протяжённость, злостная напористость. От “Ciemrazoŭ” – внутренний огонь. Результат в очередной раз и традиционный, и уникальный. Возможно, ŠMIERCIESLAŬ вырос из тех же самых железных семян, что принесли плоды в виде всякого древнего немецкого сатанинского зла, но эти семена были занесены ветром на почву Крывии и проклюнулись под светом тутэйшай поўні. Старый чёрный дух продолжает блуждать по гомельским пустошам, знакомо гудя на финальном отрезке “Скарбаў Цемрацішша і Пустэчы”.
Вокал с предыдущего релиза совсем не изменился – стиль “собака в будке” по-прежнему в деле – только стал менее разборчивым из-за особенностей звука. “Блэк Метал Тарнада” звучит глухо, грубо, очень упруго и плотно. Включать его надо ГРОМКО, поверьте. Иначе пропустите добрую треть происходящего. Вокал прописан как-то особенно архаично, он словно доносится из прошлого тысячелетия. Тексты посвящены всё тем же старым темам, но в этот раз одиночеству и злому отчаянию посвящено как-то особенно много строк. К сожалению, в буклете они напечатаны только на не самом совершенном английском, поэтому приходится сопоставлять с трудом услышанное с прочитанным, дабы воссоздать полную картину. Дизайн буклета сочетает интересные решения с неудачными: цветовая гамма точь-в-точь совпадает с музыкой, но при этом некоторые тексты практически невозможно разобрать на фоне фотографий того самого обгоревшего дома (выбор таких фотографий – это тоже интересное, осмысленное решение). Кроме того, если все англоязычные тексты набраны классическим Old English, то беларускамоўные – первым попавшимся шрифтом, т.е. Arial, и контраст, я вам скажу, тот ещё. Подробности на видео.
Подводя итог, я скажу, что предыдущий релиз мне всё-таки понравился больше (в основном из-за более высокой динамики и скоростей), но “Блэк Метал Тарнада” ему практически не уступает. Выход этого альбома сделал окончание почти во всех смыслах хуёвого 2021-го года значительно лучше.