Год выхода: 2020
Издатель: Werewolf Promotion
Оценка: 8 / 10
Возвращаемся к дискографии STWORZ, которая за последнее время дополнилась новыми отличными релизами. Сегодня рассмотрим сплит с российским проектом СИВЫЙ ЯР, вышедший на неизменном Werewolf Promotion.
О СИВЫЙ ЯР я писал уже не раз, но в последний раз это было давно, поэтому, наверное, есть смысл повториться. Бесспорно, СИВЫЙ ЯР заслуживает уважения. Автор проекта упорно работал, сумев выбраться из такого андеграундного болота, что многим не снилось. При этом его музыка действительно стала намного лучше, не утратив идентичности. Ранние записи СИВЫЙ ЯР были весьма потешными, но обладали узнаваемым стилем. Этот стиль сохранился по сей день, а странноватая увечная кривизна музыки СИВЫЙ ЯР превратилась в то, что можно назвать своеобразным подходом. Этот подход привёл СИВЫЙ ЯР аж на Avantgarde Music, что можно назвать невероятным успехом для проекта, начинавшего на Яръ Productions, если память не изменяет.
Тематика СИВЫЙ ЯР постоянно вращается вокруг природы и вымерших хуторов, коих в России несчётное количество. У меня всегда складывалось впечатление, что музыкант действительно понимает, о чём поёт; то есть, это человек, вдоволь поживший вдали от цивилизации, исходивший немало заросших дорог и наблюдавший картины подлинного упадка, а не очередной хипстер, по выходным бегающий за “хтонью” к бабушке в погреб и приходящий в ужас от кучи конских яблок. В музыке СИВЫЙ ЯР это чувствуется. На сплите она замечательная, уже почти не к чему придраться. Оба трека – полноценные истории с зачинами, кульминациями и финалами. Каждый содержит немало технических находок и несколько великолепных мелодических фрагментов. Музыкант не просто умеет играть, он умеет играть по-своему. Очевидно, это результат огромного труда, который не имеет ничего общего с традиционным музыкальным образованием.
А вот с вокалом всё как обычно. За столько лет Владимир из СИВЫЙ ЯР так и не понял, что НЕ НАДО орать дурным голосом, словно подорвавшийся на мине скопец. Не в обиду будет сказано, но я искренне считаю, что всех, кто использует подобные пидорские визги, нужно отправить в одно гетто со всяким депрессивным отребьем и пытать их собственными голосами, пока до них не дойдёт. Мне наплевать, если какой-нибудь бразильский малец с порезанными руками рвёт глотку в своём проекте из маминой спальни, но когда хорошая музыка сводится на нет из-за вокала, это уже преступление. Ещё одно замечание – иногда музыка начинает звучать жизнеутверждающе, что идёт вразрез с тематикой.
STWORZ со своими тремя треками продолжает развивать звучание новой эпохи, в которую он вошёл с альбомом “Moj Kraj…”. Музыка STWORZ становится более мягкой, атмосферной и глубокой, и это лучшее, что могло с ней случиться, так как предыдущая версия звучания себя исчерпала. В ней стало больше партий акустической и полуакустической гитар, а ритм-гитара немного полегчала. STWORZ во всех своих ипостасях был романтичным, но если сначала это была романтика лесов и языческого духа, а потом природных циклов, то теперь это что-то чувственно-ностальгическое, более личное, легко понятное тем, кто большую часть времени толчётся на природе и видит божественное в каждом её проявлении. Как обычно, STWORZ удаётся придать своему металу характер народной музыки, не используя народных инструментов и не скатываясь в лубок. STWORZ – это по-прежнему языческий метал, который теперь стоит на несколько уровней выше того, что принято обозначать данным понятием. Нечто подобное могли бы сегодня играть Pagan-металлисты середины-начала 2000-х, обладай они талантом и хотя бы крупицей того трудолюбия, что проявляет Войслав. Подобно СИВЫЙ ЯР, STWORZ также выработал свой стиль музыки, подтянул технику и добился того, к чему действительно должен стремиться андеграундный музыкант. Только Войслав ещё и петь умеет. Первая и вторая песни STWORZ на этом сплите полны красоты, но третья лучше них, благодаря своей динамике и меланхоличности.
В итоге сплит оставляет замечательное и целостное впечатление, которое было бы просто превосходным, если бы не вокал СИВЫЙ ЯР. Релиз выпущен в формате диджипака с буклетом в кармашке. Буклет оформлен старыми деревенскими фотографиями (депрессивными у СИВЫЙ ЯР, ностальгически-радостными у STWORZ). Текстов, к сожалению, нет, только поэтические отрывки. Подробности на видео.