Год выхода: 2020
Издатель: Peaceville Records
Оценка: 5,6 / 10
Пожалуй, вставлю свои пять копеек по поводу самого обсуждаемого метал-релиза последних дней. Как вы сами наверняка заметили, отношение к нежданно-негаданному “Vårjevndøgn” делится по трём категориям: 1) говно и наёбка; 2) наёбка, но не говно, музыка ведь хорошая; 3) Фенриз – батя!! культ тру метал арряяя!11. Носителей мнения из третьей категории можно сразу отметать, эти и блевотину с пола слижут, если она будет напоминать очередную “угарную” и смищную гримасу Фенриза. Что касается двух оставшихся вариантов, то я стою где-то посередине. И хотя склоняюсь к первому варианту, альбом всё-таки нужно оценивать трезво, поэтому приступаю.
Итак, “Vårjevndøgn” – это действительно наёбка. Причём весьма наглая и циничная. Данный альбом не имеет ничего общего с “Vinterskugge” и “Høstmørke”. После “Traditional Doom Cult”, впрочем, это было ожидаемо. Материал, написанный с 1989-го по 1993-й, представляет собой попытки Фенриза поиграть в дум и немножко грайндкор. Архивариусы знают, что ISENGARD некогда носил имя PILIGRIM SANDS, и часть думового материала, сочинённого для этого проекта, вошла на сплит с NATTEFROST от имени FENRIZ’ RED PLANET. Однако сплит продавался, скажем так, недостаточно хорошо, и потому остальной материал было решено выпустить сегодня даже не как PILIGRIM SANDS, а именно как ISENGARD.
Конечно, дум был неотъемлемой частью ISENGARD, и это отчасти снимает с Фенриза ответственность. Кроме того, я верю, что музыкант волен делать со своими проектами всё, что заблагорассудится. Тем не менее, эти записи не были выпущены ни в 90-х, ни в 2000-х отнюдь не без причины. Фенриз может сегодня сколько угодно называть “Vinterskugge” и “Høstmørke” дерьмом, однако факт остаётся фактом: в сознании слушателей, ISENGARD – это гордые нордические гимны. В той музыке было что-то возвышенное, и она по сей день остаётся уникальной, никем не повторённой. ISENGARD оформился как цельное и законченное явление. “Vårjevndøgn” – это нечто в сто раз менее своеобразное, категорически иное по духу и сути. Кто-то может сейчас начать показывать пальцем на BURZUM, однако такая параллель абсолютно неуместна. BURZUM, будь то ранний метал или посмертный эмбиентный релиз, в сути остался тем же, только с годами посветлел. Эволюция DARKTHRONE была растянута во времени, поэтому не воспринимается как некий внезапный перелом. А известный нам ISENGARD и вот эти покрытые пылью песни – просто разные музыкальные и духовные сущности. Будь “Vårjevndøgn” сборником, (а он, учитывая разброс в возрасте и звучании песен, и есть сборник) войти в положение было бы проще. Но раз это подаётся как полноформатный альбом, то и спрос с него соответствующий.
Так что же с песнями, хорошие ли они? Хуй их знает. Звук – точно хороший, просто восхитительный. Четыре культовые дорожки Necrohell во всей мертвенной красоте. И мастеринг без зашкала. Песни… отдельные куски действительно хороши, всё-таки Фенриз – талантливый музыкант. Непредвзятые фанаты классического дума обязательно оценят. Однако не покидает ощущение, что эта солянка из BLACK SABBATH, DANZIG, HELLHAMMER и прочего “культового” метала делалась просто ради забавы, потому что так оно и было. Происходящее порой трудно воспринимать всерьёз. Фенриз сам для себя поизображал своих кумиров, удовлетворился, бросил записи на полку, а теперь решил издать. Возвращаясь к упомянутой выше проблеме, “Traditional Doom Cult” не обладает качествами полноформатного альбома. В нём нет цельности и последовательности. Песни, как правило, похожи по стилю и звучанию, однако их внутренние различия слишком велики. Из общей думовой массы выдаются “Rockemillion” (толковый развесёлый панк / грайндкор) и отвратительная баллада “The Solar Winds Mantra”. Короче, ценность всей музыки на альбоме (помимо архивной) вызывает у меня большие сомнения. Ешё один маленький её плюсик в том, что она помогает понять, откуда растут ноги у перемен в звучании DARKTHRONE. Так или иначе, покупать это я не буду, и ассоциировать с ISENGARD тоже. Надеюсь, продажи альбома окажутся невысокими, иначе есть риск, что Фенриз найдёт за комодом пару десятков записей своего пердежа в 1988-ом, демо-версию репетиции “Transilvanian Hunger” и 500 копий ножа, которым он сам хотел убить Euronymous’а, но не успел.