Год выхода: 2019
Издатель: Werewolf Promotion
Оценка: 8,2 / 10
Перед вами актуальный полноформатный альбом STWORZ, вышедший в прошлом году. Альбом, который, как я надеюсь, открыл новую главу в творчестве проекта, а не стал началом прощания.
Почему такие сомнения? Потому, что “Mój kraj nazywa się Śmierć” – самый меланхоличный из всех альбомов STWORZ, целиком посвящённый Смерти в самых тонких её проявлениях. Вновь превзойдя себя, Войслав написал семь поэм и девять музыкальных композиций, в которых за привычным красноречием и эмоциональностью кроется гибельная красота. В отличие от “Wołosożary”, заметить её проще. Здесь не наблюдается такого несоотвествия между звучанием и посланием. Войслав наконец-то отошёл от излюбленной схемы, подарив альбому более мягкий и атмосферный саунд с обилием партий полуакустической гитары, иногда ненавязчиво отсылающей к пост-чему-нибудь. Хотя энергия STWORZ не пропала, альбом получился скорее созерцательным, задумчивым. На нём нет конкретики – только мысли, образы и скорбно-романтические душевные порывы. Во время своей учёбы на филолога я вдоволь начитался всяких молодых поэтов, которые успевали написать кучу драматических виршей, а потом сводили счёты с жизнью. “Mój kraj nazywa się Śmierć” – это примерно такая поэзия и музыка в одном флаконе. Правда, я уверен, что Войслав не собирается наложить на себя руки, и это хорошо – пускай инициативу берут на себя персонажи из раздела shitlist. У музыканта более достойный источник вдохновения: польский поэт Ян Кохановский, одно из четверостиший которого можно найти прямо под диском. Не стану его цитировать – просто скажу, что эти слова превосходно подытоживают суть альбома.
Любопытно, что альбом воспринимается как наиболее мудрёный в техническом плане из всей дискографии STWORZ, хотя Войслав впервые за долгие годы использовал только базовый арсенал. Нет здесь ни эмбиента, ни народных инструментов, ни женского вокала. Сэмплов, в общей сложности, секунд на 15. Вся красота делается с помощью гитар. И это переворачивает музыку вверх тормашками. Здесь действительно важно не что сыграно, а как. Если не вслушиваться, мимо ваших ушей будут пролетать узнаваемые мелодии STWORZ, но стоит лишь включить внимание, и вы поймёте, что создаются они по совершенно новой и весьма хитроумной методике. Разбирать музыкальные конструкции оказалось интереснее, чем можно было предполагать.
“Mój kraj nazywa się Śmierć” издан в формате стандартного джевела с буклетом, практически лишённым какой-либо информации. Оформление из фиолетовых рисунков-силуэтов получилось экстравагантным, но, в целом, соответствующем генеральной линии STWORZ и выбранной концепции. Подробности на видео. Тексты, к сожалению, опубликованы не были – за ними следует идти на Bandcamp группы. Пока я добирался до этого альбома, у STWORZ уже вышел новый интересный релиз – сплит с небезызвестным проектом СИВЫЙ ЯР. С ним я тоже вас познакомлю, как только обзаведусь диском.