С Александром Афонченко, создателем и лидером легендарной могилёвской группы ASGUARD, я знаком примерно столько же лет, сколько и с экстремальным металом вообще. Моя коллекция записей начала собираться с альбомов трёх беларуских банд – KAMAEDZITCA, DEADMARSH и ASGUARD. Все 4 полноформата последних я купил у Александра через несколько дней после распада группы в 2009-ом, получив в подарок бонусный постер. Так завязалось наше знакомство. В конце 2016-го увидел свет альбом “Hidden God” – финальная запись ASGUARD, сочинённая незадолго до распада коллектива, которую мы взялись распространять через Possession. Заодно я решил побеседовать с Сашей о делах минувших и нынешних. Встречайте!
Привет, Саша! Начну задавать вопросы издалека, вернувшись в 2009-й, когда ASGUARD объявил о своём распаде. Почему же, всё-таки, это произошло? Я так понимаю, что дело не в усталости. У тебя сразу же появился свой проект, у остальных участников свой. Были какие-то внутренние тёрки?
Да, наверное, момент усталости всё-таки тоже присутствовал. Проект H-God в определённый момент появился у нас параллельно ASGUARD. Я хотел сохранить ASGUARD в рамках Black-Death формации, а все, что выходило за рамки, назвать другим именем. Так и родилась идея H-GOD. Но скоро стало понятно, что сил, а особенно желания, у всех не осталось не только на два проекта, но и на основную группу. Я понял, что смысла продолжать ASGUARD в том виде, в котором он существовал на тот момент, больше нет. А момент случился тогда, когда у нас уже был практически оговорен тур на 12 концертов в Беларуси, России, Украине, после чего группа должна была дать 4 концерта в Европе, отправившись во Францию, Германию, Австрию и Чехию. Как оказалось в итоге, основная работа отдельных участников группы не смогла позволить выкроить 2 недели драгоценного времени на концертную деятельность, что и стало последней каплей моего терпения. Я решил распустить группу. О том, чтобы закончить начатую запись, тоже речи не было. Всем было глубоко наплевать и на её судьбу, и на судьбу ASGUARD.
Ты поддерживаешь отношения с бывшими участниками ASGUARD? Кстати, не в курсе, почему у них не сложилось с их новой группой?
Насколько я знаю, все, чем они занимались впоследствии, было просто поводом иногда встретиться за музыкальными инструментами – пару раз в месяц – и тем самым отдохнуть от домашних дел. Очень редко я вижу кого-нибудь из них. Год назад видел Дэда, нашего бывшего драммера. Он поведал много историй о бывших коллегах, которые, по большому счету, «потерялись», и более не проявляют особого интереса к музицированию.
Как ты сейчас оцениваешь былое творчество? Есть ностальгия по тем живым временам, когда вы катались с концертами по СНГ? Желание вернуться на сцену?
Иногда, очень редко, я переслушиваю некоторые альбомы. Они и правда местами хороши, во многом примитивны, но что-то в них есть. Особенно “Black FireLand” и “Dreamslave”. Есть, конечно, ностальгия по сцене, больше таких эмоций ни от чего не испытываешь. Хотя от концертной деятельности я никуда не ушел, но оказался в закулисной стороне сцены. Очень ностальгирую по процессу записи, это, пожалуй, была самая приятная часть деятельности и творчества.
Как ты думаешь, почему в начале 2000-х активность беларуской метал-сцены драматически упала? Лишь сейчас, спустя десятилетие, начинает возвращаться былой уровень. И то, на данный момент почти невозможно представить концерт беларуской группы в Бресте или Гродно, не говоря уж о городах вроде Баранович или Новополоцка.
Судя по себе и окружению, делаю вывод, что сменилось поколение, сменилась мода. Как музыканты, так и их слушатели в тот момент оказались в процессе перехода в новую, «взрослую» жизнь. Музыканты переставали играть, обзаводились семьями, работой. То же самое и слушатель – новое поколение музыкантов и слушателей пошло по веянию моды и переключилось на модерн, альтернативу, металкор, который тогда начинал набирать обороты. А потом то поколение, ставшее взрослым, спустя 10 лет, «устаканившись» в своей рабоче-семейной жизни, стало ностальгировать по былым временам. Музыканты снова взялись за инструменты, а на концертах снова можно было увидеть те лица, которые уже с трудом вспоминаешь спустя 10 лет.
Материал, выпущенный под названием «Hidden God», изначально планировался как дебютная запись твоего проекта H-GOD, образованного после распада ASGUARD. Но в итоге ты решил выпустить его под старым названием. Почему так? Чтобы не запутать слушателей?
Как я уже сказал, “Hidden God” был создан параллельно ASGUARD, и состоял практически из всех участников ASGUARD, за исключением одного музыканта. Когда группы не стало, спустя 7 лет я решил, что теперь ASGUARD – это только я. И я решил доделать то, от чего в свое время отказались все остальные «коллеги по цеху». Даже сейчас не исключаю возможность, что еще через 7 лет мне опять невыносимо захочется записать новый ASGUARD и я, несомненно, сделаю это!
Я уже не помню наверняка, но мне кажется, что первые версии треков с «Hidden God» были более «электронными», чем варианты, вышедшие на диске. Это так? Что или кто повлияло на твоё решение записать индастриал-ориентированный альбом?
Я даже не задумывался, что он оказался индастриал-ориентированным. Он, скорее, стал еще более экспериментальным, нежели его предшественник. Это сейчас он слушается уже как-то стандартно, но в 2008-ом, когда материал только задумывался, нам он казался каким-то особенным, выделяющися из общей массы. И вот, спустя 7 лет, когда я решил закончить этот альбом, я все же решил, что раз уж это ASGUARD, то он должен быть похожим на ASGUARD. Ну, а чтобы отдать хоть какую-то дань проекту H-GOD, я решил назвать альбом в его честь.
Почему путь к реализации «Hidden God» занял столько времени?
Вышло так, что барабаны мы прописали в далеком 2008-ом году на студии Белтелерадиокомпании в Минске перед одним из столичных концертов. Затем, спустя полгода, прописали черновой вариант гитар, и на этом все было закончено, а запись отложена на неопределенный срок. Когда я распустил ASGUARD, меня не покидала мысль все же закончить запись, и уже в 2013-ом году я нашел в себе силы и время закончить альбом. Дописал бас, клавиши, программирование и вокалы, и отдал материал на сведение и мастеринг. Если до этого сведением абсолютно всех альбомов занимался я сам, то здесь уже доверился профессионалам, и просто получил в итоге конечный результат. Возможно я бы сделал что-то иначе, но как есть, так есть. Затем последовал очередной долгий период, когда я пытался найти у себя время и желание издать материал. Я нашел нашего старого доброго друга Smerdulak’а, который, как оказалось, уже давно живет в Чехии, и более 5 лет, как покинул Саратов. Мне не пришлось долго объяснять, как должно выглядеть новое оформление ASGUARD, т.к. оформление двух предыдущих альбомов принадлежало именно ему. И вот, спустя еще 2 года был готов артворк, и еще через год альбом увидел свет.
Дилогия «Dreamslave» имела свою концепцию. А есть ли таковая у «Hidden God»?
Нет, в “Hidden God” никакой концепции нет – только атмосфера, которая всегда была присуща ASGUARD.
Какой смысл несёт обложка альбома?
Автобиографичный! Вся моя активная работа всегда начинается ночью, вся лирика ко всем альбомам, половина всех мелодий к песням была написана ночами. В этом есть какая-то своя магическая атмосфера. Эта обложка также очень хорошо передает все содержание дилогии “Dreamslave”, когда человек ночью охвачен одержимостью, огнем, паникой, безумием от чего-то происходящего. У него просто закипает мозг и все происходящее сливается в общую атмосферу, которая и изображена на этой обложке.
На диске есть композиция «Where Everything was Different», присутствовавшая ранее на «Dreamslave… Awakening». Хоть убей, но никакой разницы между двумя вариантами я не заметил. Кроме, может быть, чуть-чуть подчищенного звука. Где же собака зарыта?
Это мой любимый трэк в предыдущем альбоме, который, на мой взгляд, очень хорошо финализирует творчество ASGUARD на сегодня. Именно так, с таким «дилэем» группа растворилась на неопределенное время. Лучшего outro для альбома я придумать не смог.
Если бы сейчас ты решил вернуться к активной деятельности и записать новый альбом, на что он был бы похож?
Именно сейчас это было бы нечто меланхоличное в духе KATATONIA, но в то же время брутальное и тяжелое, с минимумом эффектов, индастриала и экспериментов. Хотя, возможно, завтра мое мнение уже поменяется.
В славном прошлом ASGUARD были достаточно популярны на Западе, не в последнюю очередь из-за подписания на штатовском лейбле This Dark Reign Recordings. А не было ли у вас предложений откатать тур по Америке?
Конечно, были. После выхода “Dreamslave” было предложение на 8 концертов, но проблемы с визами, работой, учебой и перелетами на другую сторону земного шара оказались сильней предложения.
Можешь поделиться с читателями какими-нибудь интересными историями из былых времён? Вообще, что за время существования ASGUARD оставило у тебя самые яркие впечатления?
Первые концерты в конце 90-х были адски трэшевые. Когда мы вырывались на концерты, у всех просто сносило башню, один раз нас чуть не ссадили с поезда, второй раз после неумеренного употребления алкоголя мы еле смогли проснуться и выйти на сцену. Потом были совместные поездки в автобусе с музыкантами BEHEMOTH, куча разных городов, веселье после выступлений. Это, конечно, было очень здорово и весело 🙂 В 2000-х все кардинально поменялось, стал другой подход, мы повзрослели и старались на каждом концерте отыграть шоу, от которого получали просто неимоверный кайф, когда тысячная аудитория заряжала тебя такой энергетикой и адреналином, что передать словами это невозможно. Это надо было прочувствовать.
У тебя были ещё какие-либо музыкальные проекты?
Да, в далекие времена у меня был black-металлический проект INFERNAL SPIRIT, потом классический трэшевый проект SANSARA, ну и конечно H-GOD. К сожалению, кроме каких-то репетиционных записей и теплого воспоминания от них ничего не осталось.
Какие группы повлияли на создание и становление ASGUARD?
В то время, когда мы начинали, безусловно, это были DARK TRANQUILLITY. Для меня это была отдельная группа, творившая какую-то необъяснимую музыку, которая настолько цепляла своими старыми альбомами, что хотелось просто брать гитару и пытаться написать продолжение к их альбомам, хаха. Очень вдохновлял DISSECTION, в любимых также были DIABOLICAL MASQUERADE, французский MISANTHROPE и HYPOCRISY.
На заре развития беларуского метала, в Могилёве хватало интересных команд, которые могли бы добиться большого успеха. Как думаешь, почему в итоге могилёвская метал-сцена совсем зачахла? На данный момент из действующих групп я припомню лишь DIATHRA.
Я вот тоже часто задавался этим вопросом. Чтобы продолжать творить, нужен был либо стимул, либо очень сильно любить то, что ты делаешь. Первое в нашей стране – особенно в те годы – достигалось только путем невероятных усилий! Сколько сил надо было положить, чтобы заполучить хоть какого-то издателя, который хоть немного занялся бы твоим промоушеном, чтобы ты мог хотя бы не думать об этом, а заниматься музыкой. Этим могли похвастаться очень немногие моигёвские группы, у которых в дискографии в графе издателя стоял бы лэйбл, а не «самиздат». Второе – в каждой группе должен был быть лидер, который тянул бы группу! В DIATHRA это Лаптёнок, который действительно фанат того, что делает и, соответственно, пусть редко, но он будет радовать в первую очередь себя, а во вторую свою аудиторию новыми релизами. Пусть нечастыми, зато качественно сыгранными и качественно изданными! Есть в Беларуси такие Герои своего дела – вот, к примеру, Таболич и его ZNICH, Виталик Бобрович и EVTHANAZA, молодец Лапицкий Витя и GODS TOWER, TT-34 тоже! Их можно смело называть Героями отечественной сцены. Возвращаясь к ASGUARD – если после роспуска группы у бывших участников лидера не нашлось, то и кроме как одного выступления в какой-то солянке о проекте больше ничего и слышно не было. Я думаю, проблема все же в том, что мало лидеров в нашей стране. Не родились еще беларуские Тагтгрены и Дэны Сванё.
Ты — профессиональный организатор концертов. Работаешь с исполнителями самых разных жанров. Открой секрет: кто из групп \ артистов, с которыми ты работал, самые адекватные и неадекватные?
Оу, на эту тему можно было еще одно целое интервью замутить. Но из соображений профессиональной этики, я, разумеется, на стану здесь кого-то хвалить, а кого-то палить. Скажу одно: артисты по сути все одинаковые, просто у кого-то есть образ суперзвезды, который он решил к себе приклеить, а кто-то, наоборот, «рубаха-парень». Есть коллективы, которые я слушал с детства, со школы, и моей мечтой было сделать концерты и туры этих любимых групп из детства. Мы перевозили все старые рок-коллективы, на которых я вырос. От ЧАЙФА, ПИКНИКА, АЛИСЫ, БУТУСОВА, ДЕЛЬФИНА, АГАТЫ КРИСТИ и ещё доброго десятка залуженных старых рокеров до всевозможной эстрады. И вот что могу сказать: после концерта некоторых мною любимых групп я просто больше ни разу не включил их диск, и больше никогда этого не сделаю. А после концерта других я могу месяц слушать их в машине и не понимать, почему же я до концерта не делал этого. Потом снова и снова я работаю с этими группами. Со многими мы стали уже просто хорошими друзьями.
Спасибо тебе за потраченное время и ответы! Традиционно, напоследок ты волен сказать читателям Bagnik Zine всё, что пожелаешь.
Чем бы вы не были заняты, куда бы вас не уводила жизнь, никогда не бросайте любимое дело! Пусть через год или через десять лет, но хотя бы иногда возвращайтесь для того, чтобы в вашей дискографии в графе «жизнь» не стояло «Self-Released».
Последние альбомы ASGUARD до сих пор доступны на Possession Productions.