Год выхода: 2019
Издатель: Byelobog Productions
Оценка: 7,8 / 10
Пожалуй, я принципиально не буду поднимать в этой рецензии тему восприятия посмертного сборника BURZUM широкой общественностью. И так давно известно, что отношение к BURZUM является лакмусовой бумажкой, которая с высокой точностью отличает здравомыслящего человека от дегенератов и просто невежд. Вместо этого я с порога отмечу, что сборник получился лучше, чем можно было ожидать. Ведь это, по большому счёту, просто два диска смецця, то, что Варг сумел наскрести по сусекам. Возможно, аудитория ожидала не такого конца BURZUM, но Викернесу в самом деле всегда было накласть на чьи-то ожидания, как и подобает настоящему артисту.
Оказалось, что в архивах осталось очень много материала – на полтора часа в сумме. Не все треки здесь одинаково полезны. Многие представляют собой несложные мелодии на минуту с небольшим, которые Варг использовал в качестве фоновой музыки на своём канале на YouTube, закрытом силами ЖОП. Но при этом часть из них можно было бы смело растягивать минут на 5, просто зациклив основные фрагменты, ибо они прекрасны. Есть и обратные примеры в виде полноценных композиций, которые, невзирая на продолжительность, ведут в никуда или обрываются на полуслове. К недостаткам сборника также отнесу его непоследовательность. Возможно, Варг старался соблюдать какую-то хронологию, но этого совсем не слышно. Два соседних трека могут иметь абсолютно разный характер и звучание, поэтому переход между ними воспринимается довольно чувствительно. Впрочем, я не совсем прав: на втором диске расположены длинные композиции, выдержанные в схожем стиле. А вот на первом – солянка.
Так или иначе, магия BURZUM работает до последнего. Варг всегда очень просто относился к своим произведениям, будь то новые вещи или его классика в жанре метала, но всё, что он делает, имеет смысл и работает в унисон с его мировоззрением – даже треки-огрызки на 65-80 секунд. Будьте уверены: если трек называется “Сбор трав”, то и звучать он будет подходяще для такого занятия. Все композиции на сборнике можно условно разделить на три категории. Первая – это поздний BURZUM, то есть фольклорный эмбиент с применением гитары, вокала и шаманских ритмов (внимание на “The Great Sleep” – почему было не сделать что-то более длинное в таком стиле?). Вторая – “тюремный эмбиент”, то есть отсылающий к незабвенному дуэту “Dauði Baldrs” – “Hliðskjálf”; примитивные вещи, сыгранные на синтезаторе, aka “dungeon synth”. Третья – тёмный эмбиент в духе “Tomhet”. Из последнего мне особенно нравится “The Lord of Dwarves”, сопровождающаяся интересным гитарным эффектом. Подобные композиции лучше всего говорят о том, что талант Варга ещё не исчерпан и он мог бы работать дальше. Но раз не хочется, то дело хозяйское.
Внимательный слушатель обнаружит, что некоторые вещи по-иному обыгрывают старые знакомые мотивы, скрывая отсылки к изначальным источникам вдохновения. Например, “A Forgotten Realm” содержит мелодию из “Tomhet”, которая, в свою очередь, была частично навеяна (как и почти всё творчество BURZUM) настолками вроде – правильно – Forgotten Realms. “Tomhet” вообще разобрана на части и переработана раза 4 только на этом сборнике – видимо, у Викернеса особо тёплое отношение к этой композиции. Кстати, Варг рекомендует слушать сборник как саундтрек к выпущенной им настолке MYFAROG, продвигающей языческое мировоззрение. Обложка релиза, например, та же, что и у книжечки с правилами для игры. Я миллион лет не играл в настольные игры и вряд ли вернусь к ним, но периодические упоминания MYFAROG Варгом внушают. Никаких пидорасов или гендеров – в нашей игре только два ПОЛА!
“Thulêan Mysteries” издан в виде двухдискового дигипака, двойного винила, а с недавних пор ещё и двухкассетного бокса. Дигипак не содержит внутри ровным счётом ничего, кроме крошечного примечания и дисков (смотрите на видео), и остальные варианты, думаю, не отличаются. Немного жаль, что Варг не воспользовался возможностью поделиться идеями композиций, но, возможно, он не хотел превращать финал BURZUM в пропагандистский манифест. В конце концов, любой, кто знаком с BURZUM и личностью Викернеса не понаслышке и не по каким-то своим больным фантазиям, и так поймёт, что он хотел сказать.