Год выхода: 2018
Издатель: Handful of Hate
Оценка: 9 / 10
Говорить о посмертном альбоме NIEZGAL одновременно легко и трудно. Легко потому, что музыка на нём для меня более понятная и близкая по духу, нежели на всех предыдущих записях группы. Трудно потому, что это потенциально знаковый альбом, чьему месту в истории ещё предстоит быть определённым. Говоря о знаковости, я имею в виду вовсе не то, что это “альбом мёртвого музыканта”. К сожалению, почтенная публика, как обычно, нихуя не поняла из “Stogn ź niebyćcia”. Если отбросить вездесущих колхозников с их “а чаво у белоруссов тексты на польском”, в сухом остатке мы имеем три основных реакции. Одни немедленно возлюбили альбом, потому что Stogn умер (и много раз послушали Вконтакте, выразив тем самым поддержку), другие заговняли за специфический способ записи. Третьи – очень немногие – оценили его по достоинству, восприняв таким, какой он на самом деле есть.
Основываясь на черновиках, оставшихся после самоубийства Stogn’а, его соратник P.Z. (теперь играющий в ŁATANU), сотворил альбом, являющийся, по моему мнению, лучшим альбомом как в дискографии NIEZGAL, так и во всём метале Беларуси в 2018-ом. Выйдя 30-го декабря, он тем самым поставил под годом жирную точку (правда, 31-го ещё успели втиснуться ID:VISION с очередным цифровым миником, но кому это интересно, кроме них самих?). Точка теперь поставлена и в существовании группы. Мысль о том, что “Statut” стал пиковым творением NIEZGAL и лично Stogn’а, была красивой, но мне это всегда казалось несправедливостью. При всех его неоспоримых достоинствах, “Statut” – это не “Reinkaos”. Но “Stogn ź niebyćcia” – подлинная эпитафия для группы и одного из её создателей.
Альбом мало похож по звучанию на предыдущие работы. Он более Black-металлический во всех смыслах. Музыка практически лишена трэшевости, характерной как для “Apošnimi krokami lutaści”, так и для “Statut”. Песни более текучие, их отдельные фрагменты цепляются друг за друга, переплетаясь и метаморфируя. Эта манера, вкупе с отлично продуманными риффами, помогает воспринимать музыку с большей лёгкостью. Звук – камень преткновения для любителей выхолощенных записей – получился по-хорошему грубым и неряшливым. В отличие от чистых и звонких старых записей NIEZGAL, от “Stogn ź niebyćcia” разит сыростью, мраком и гнилью. Альбом записывался за одну ночь на репетиционной точке – всё, кроме гитар. Я не знаю, используются ли здесь черновики Stogn’а в первозданном виде, либо они были перезаписаны раньше. Но если верно первое, то понятно, почему было принято решение отказаться от длительных студийных рекорд-сессий. Впрочем, конечный материал всё-таки подвергся сведению и мастерингу, так что альбом звучит именно как альбом, а не как репетиция.
Самое главное – это настроение и атмосфера “Stogn ź niebyćcia”. Невозможно описать словами эту смесь давящей апокалиптической тьмы, злобы, ненависти и депрессии, которая в конечном итоге ведёт к смерти. Эффект удваивается за счёт того, что музыка превосходно сочетается с красноречивыми текстами, передавая ощущения, которые возникают при их прочтении. Тексты выполнены в духе тёмного крыўскага Black Metal-колорита, что делает их ещё более впечатляющими – для тех, кто это понимает. И они, и музыка дают возможность прикоснуться к чему-то зловещему, находящемуся за пределами бытия. NIEZGAL ушла на покой (окончательно завершив своё существование бесконечно сумрачной песней с недвусмысленным названием “Suicyd”), но застолбила за собой место в вечности. Поэтому “Stogn ź niebyćcia” будет слушаться ещё долго, и, возможно, окажет заметное влияние на Black Metal Беларуси.
Альбом выпущен тиражом в 333 копии в 6-панельном дигипаке с минималистичным, но осмысленным оформлением. Все подробности на видео. В РФ распространением занимается Убий!, в Беларуси – Possession Productions, остальной мир может заказывать диск напрямую у издателя на Bandcamp.