Год выхода: 2001 / 2009 (это издание)
Издатель: самиздат / Drakkar Productions (это издание)
Оценка: 8 / 10
Дебютный альбом эстонцев LOITS, изначально вышедший самиздатом в 2001-ом году, наделал удивительно много шума. Уж не знаю, сразу, или благодаря первым переизданиям, но факт в том, что за прошедшие годы он был переиздан 8 (!) раз во всех возможных форматах. Для андеграундной группы это само по себе удивительно, а для андеграундной группы из Эстонии удивительно вдвойне, ведь тамошняя сцена, скажем откровенно, находится даже не в первой десятке среди мировых сцен. Возможно, шум вокруг альбома поднялся из-за оформления, благодаря которому слабоумные леваки моментально записали группу в раздел НСБМ, хотя ни НС, ни БМ здесь и не пахло. Искренне интересующиеся своей историей, LOITS не стесняются использовать свастики и символику, связанную Эстонским Легионом, сражавшимся в рядах SS. Руна Альгиз на шапочке медсестры, красующейся на обложке альбома, тоже оскорбляет взор сторонников красного дела. Об историческом контексте в творчестве LOITS я расскажу в рецензии на следующий альбом, а пока остановимся на том, что внимательный левый глаз мгновенно вычисляет в лице LOITS страшных фошыстов.
Разумеется, стоит лишь заглянуть в буклет альбома, и все вопросы по “нацизму” LOITS сразу отпадают. “Ei kahetse midagi” на 6/8 состоит из песен, о которых вы могли прочесть в рецензии на репетиционное демо “Tulisilma Sünd”, записанное в 2000-ом году. А песни эти – классический Heathen Metal, где отсылки к реальной истории если и присутствуют, то в сильно завуалированном виде. Исключением является трек “Sinimäed 1944”, посвящённый битве за рубеж “Танненберг”, однако он представляет собой 80-секундный инструментал, служивший на “Tulisilma Sünd” вступлением к первой песне. Отсюда при всём желании невозможно извлечь некий политический подтекст. С технической точки зрения песни отличаются от своих репетиционных вариантов и в лучшую, и в худшую сторону. У них по-настоящему высококлассный, качественный студийный саунд – не прилизанно-выхолощенный, а полноценный, раскрывающий все мельчайшие детали музыки. Аранжировки стали немного богаче, что тоже весьма и весьма хорошо. На ударных в этот раз играет живой барабанщик (на репетиционке ударные запрограммированные – не путать с синтезированными), поэтому их партии получились более… кхм, живыми. Хотя звук цимбал всё такой же странноватый.
Новые песни из общей канвы не выбиваются. “Hauast aupaistesse” имеет характерные для языческого метала динамику и настрой, которые почти можно назвать позитивными. В фонотеке в моей голове она играет где-то рядом с поздними треками GODS TOWER. Есть в ней место и эпичности, которая почему-то напоминает мне о BATHORY, хотя звучит совсем по-другому. “Sinu mees, sinu vend, sinu poeg” (в ней, кстати, присутствует сэмпл с голосом, который наверняка принадлежит Гитлеру – и в контексте данной песни он применён в негативном смысле, что очевидно из текста) понравилась мне меньше. Лирика к ней очень мощная, а вот музыка больше напоминает упражнение в различных темпах и ритмах. В целом, сойдёт, но это слабейшая из песен на альбоме. Общий минус “Ei kahetse midagi” в том, что качественная запись неибежно лишила его архаичной атмосферы, присущей “Tulisilma Sünd”. Понятно, что группе с конкретным историческим уклоном подобает иметь сильный и чёткий саунд, однако ностальгия – штука мощная. Поэтому упрёк, конечно, субъективный.
Физическое издание, которое находится у меня на руках – последнее на данный момент: релиз 2009-го года от Drakkar Productions. На нём присутствует бонус-трек в виде сырой версии песни “Tõelised kuningad”, без которого вполне можно обойтись, поскольку звучит он хуже как репетиционного, так и полноценного студийного варианта. Дизайн дигипака превосходный, всё на высшем уровне – от задумки до шрифтов и технической реализации. Подробнее на видео. Безусловно, “Ei kahetse midagi” – крепчайший альбом, и я даже осмелюсь предположить, что он является одним из лучших на эстонской сцене.