Год выхода: 2013 (оригинал) / 2017 (русскоязычное издание)
Издатель: Metal Star
Беларуское издательство Metal Star, известное СНГ-шному андеграунду своими дорогостоящими классными проектами (среди них – издание биографической книги о Нергале, лицензионный релиз альбома BEHEMOTH “The Satanist” и выпуск биографии CANNIBAL CORPSE за авторством Джоэла Макайвера), в начале июня выпускает новый переводной релиз – книгу британского журналиста Дайала Паттерсона “Black Metal: Эволюция Культа”. С порога признаюсь, что я стал переводчиком этого издания, да и вообще инициатором всей затеи. Можете начинать обвинять меня в пиаре своего труда, но всё-таки потрудитесь дочитать этот обзор до конца – в нём, как и в рецензиях на релизы Possession, я не стану изливать свои восторги по поводу крутизны обозреваемого материала, а поясню, почему именно он был выбран для издания.
Итак, Дайал Паттерсон – весьма опытный журналист, работающий в Decibel, Metal Hammer, а также издававший свой собственный фэнзин Crypt. Не торопитесь фукать – что, мол, журналист может знать о Black Metal? Паттерсон знает очень много, и обладает отличным пониманием вопроса. Задумка его книги не нова – показать зарождение и развитие Black Metal от самых корней к современности. Так делали и раньше, но, положа руку на сердце, вспомните ли вы хоть один хороший документальный фильм или книгу по данной теме? Я – нет. Всё, что я читал и видел, было почти целиком посвящено Норвегии, а стиль этих произведений больше напоминал подтирочные газетёнки из разряда тех, где пишут про проституток-каннибалок, убивающих свои клиентов. Короче, сплошные “Князья Хаоса”. Паттерсон работает иначе. Ключевые особенности его книги – достоверность, полнота охвата избранной тематики и профессионализм. Сначала о последнем: Дайал пишет в стиле, который я считаю идеальным для хорошего журналиста, и в котором я сам старался действовать когда-то, работая над статьями для некоторых газет. Он пишет серьёзно, но без малейшего пафоса. Он не позволяет себе идиотских шуточек, и лишь иногда разбавляет текст щепотками сдержанного британского юмора. Он не подаёт непроверенных фактов, не претендует на абсолютную истину, не старается навязать читателю своё мнение, и вообще отстраняется от повествования настолько, насколько это возможно. Упрекнуть его практически не за что. Иногда он делает неоднозначные выводы, но тут же добавляет, что вам не обязательно принимать их на веру. В этом Паттерсон отличается от сонма графоманов, выставляющих участников описываемых ими событий в совершенно неверном свете. Ещё Паттерсон адекватно воспринимает “опасные” темы, которые в нашем сумасшедшем мире чуть ли не запрещено поднимать. В книге есть достаточно солидная по объёму глава, посвящённая национал-социалистическому металу, и вы не найдёте в ней ни грамма осуждения или восхваления. Как я уже сказал, Дайал – профессионал. Он подаёт вам информацию, а что с ней делать – решайте сами.
Теперь о достоверности. Это важнейшая составляющая книги, её краеугольный камень. 70% “Эволюции Культа” – прямая речь участников описываемых групп (а здесь их около 50). Никакого пересказывания слухов, испорченного телефона, перепечатывания газетных вырезок. Люди, которые творили историю жанра, рассказывают обо всём с начала до конца. Том Фишер, Аттила Чихар, Некробатчер, Фенриз, Варг Викернес, Даркен и многие, многие другие. Поверьте, прочитав эту книгу, вы кардинально пересмотрите свои взгляды на некоторых музыкантов. Большая часть историй, рассказанных ими, либо эксклюзивна, либо пересказана в мельчайших подробностях. Норвегии, разумеется, здесь тоже уделено немало внимания – вряд ли вы где-либо найдёте более подробное описание событий вокруг MAYHEM. Разве что в биографической книге о группе, написанной самим Некробатчером. Нужно отметить, что истории всех групп поданы в более-менее хронологическом порядке и находятся в тесной связи между собой. Это не просто набор биографий, а всамделишная историческая хроника. Какие-то откровения могут вам не понравиться, вы можете даже обвинить музыкантов во лжи, но более правдивого источника информации по представленным вопросам, чем эта книга, попросту нет.
Наконец, о широте охвата. Как я уже говорил, Паттерсон не зацикливается на одних только норвежцах. Он прослеживает всю историю жанра от самых зачатков, цепляя важнейшие группы со всего мира. Конечно, всегда можно предъявить любимую претензию: “А где такая-то группа???” Но лично я согласен с автором в его выборе, и с трудом представляю, что ещё сюда можно добавить. После анонса книги умники в русскоязычных интернетах начали писать – мол, мало андеграунда. Ребята, эта книга об истории Black Metal, а не о группах, записавших крутые демки раньше отцов, и оставшихся никому не нужными. Подбор групп в “Эволюции культа” обусловливается их влиятельностью. Автор прекрасно осведомлён о чёрных жемчужинах подземелья, но им отведены его следующие книги (коих на данный момент насчитывается 3 с половиной). А “Эволюция Культа” посвящена отцам и родоначальникам различных стилей Black Metal. Полный список таков: VENOM, HELLHAMMER, MERCYFUL FATE, BATHORY, CELTIC FROST, BLASPHEMY, SAMAEL, ROTTING CHRIST, TORMENTOR, MASTER’S HAMMER, VON, BEHERIT, MAYHEM, THORNS, DARKTHRONE, BURZUM, EMPEROR, GEHENNA, GORGOROTH, TRELLDOM, CRADLE OF FILTH, DIMMU BORGIR, LLN, MARDUK, DISSECTION, WATAIN, SHINING, GRAVELAND, INFERNUM, BEHEMOTH, ENSLAVED, ULVER, SIGH, DHG, MYSTICUM, ABORYM, BLACKLODGE, LIFELOVER. И это не говоря о группах, которым не досталось полноценных глав – типа SODOM, SARCOFAGO, VULCANO, NEGURA BUNGET, WOLVES IN THE THRONE ROOM. Некоторые из этих групп совсем не Black Metal, вы правы. Но через них автор показывает многогранность жанра, порой приводящую к сотворению совершенно новых форм. Среди всех перечисленных глав вы не найдёте ни одной скучной. Паттерсон сумел развести на откровенный разговор даже самых молчаливых личностей. Рассказывая свои истории, музыканты мимоходом вспоминают о своих старых друзьях, других группах, каких-то интересных событиях, и это создаёт глобальную картину, размеры которой поражают воображение. Восточная Европа тоже не осталась без внимания – упомянуты, пусть и кратенько, украинские и российские группы, ну а насчёт Польши сами всё видите. Про Беларусь, увы, не сказано, но это не беда – со временем я планирую развести Дайала на полноценное исследование нашей стороны света и скрывающейся за ним тьмы.
Рассказывать можно ещё много, но тогда обзор плавно перетечёт в пересказ содержания, а я не хочу портить вам удовольствие. Не ждите, делайте предзаказы, тираж не так уж велик. Книга выходит 6-го июня. Старт продаж (после отправки предзаказов) планируется на 10-е июня на маркете во время концерта MGLA в Минске.