Рецензия: OYHRA – Praź Piačory Mistyčnaha Azareńnia / Zaimhlonyja Dali Prynosiać Uspaminy

Год выхода: 2017
Издатель: Possession Productions
Оценка: 8,8 / 10

Древнее золото редко блестит,
Древний клинок – ярый.
Выйдет на битву король-следопыт,
Зрелый – не значит старый.

Даже самые древние культы порой пробуждаются ото сна, дабы привлечь новых последователей, или хотя бы извлечь из небытия старых. Уже достигло совершеннолетия поколение, родившееся в то время, когда гомельская легенда OYHRA выпускала свою последнюю – как долго казалось – запись. Два альбома OYHRA вышли только на кассетах, а релиз третьего, скажем так, состоялся не полностью. Поэтому не удивительно, что даже многие из тех, кто увлекается современной беларуской метал-сценой, об OYHRA ничего не знают. А зря. Часто бывает так, что какие-то группы из старины замшелые миталисты нахваливают лишь потому, что те играли во время их молодости. Но на деле оказывается, что группы эти были ничего не стоящими бездарными актами, не принесшими ровным счётом никакой пользы. С OYHRA всё несколько иначе. Действительно, найти группу, которая бы открыто заявляла, что вдохновлялась этой гомельской формацией, сложно. Но нельзя сказать, что её вклад в формирование беларуской метал-действительности был малым. Просто OYHRA слишком быстро вспыхнула и угасла, не успев всерьёз повлиять на умы. Однако факты остаются фактами: это одна из первых языческих метал-групп в постсовке; это была самая быстрая языческая (а может, вообще самая быстрая) метал-группа постсовка; это была одна из самых необычных и узнаваемых групп Беларуси. Если говорить о последних двух фактах, то они верны и поныне. Как известно, OYHRA – это уже много лет собственный проект Радима, известного по ŠMIERCIESLAŬ и ZMROK. Обе эти группы – элита беларуского метала, редко, но метко выпускающие сценообразующие альбомы. Характерная черта всей музыки Радима – играть медленно он попросту не умеет. Все группы с его участием характеризуются сумасшедшим темпом. Беспощадное избиение ударной установки сопровождается фирменной фишкой – “догоняющими” друг друга гитарными риффами, создающими плотную стену звучания, заполняющего всё свободное пространство. Слушая ŠMIERCIESLAŬ, ZMROK или OYHRA, вы никогда не подумаете, что где-то тут не хватает дополнительных аранжировок – какое там! В это гитарное цунами даже иголку не просунешь.

Oyhra - Kryštalovy Zamak Poŭnačy (animated art video) heathen metal

На новых альбомах OYHRA это более чем ощутимо. Двухдисковый релиз “Praź Piačory Mistyčnaha Azareńnia / Zaimhlonyja Dali Prynosiać Uspaminy” представляет собой два альбома, сочинённых Радимом в последние годы XX века. Подробнее об этом вы можете прочесть в нашей с ним беседе. Их реализация задержалась на столько долгий срок в основном из-за отсутствия подходящего барабанщика. В былые времена извечным спутником Радима за ударной установкой был Даркут, но в 1998-ом он ушёл из OYHRA из-за разногласий во взглядах на развитие группы. Сейчас, как многим, наверное, известно, у Даркута появились определённые проблемы с душевным здоровьем, так что связываться с ним почти никто не рискует. Тем не менее, беларуских барабанщиков, обладающих такой же выносливостью и умениями, в обозримом пространстве тогда просто не было. Да и сейчас их можно пересчитать по пальцам. Пара попыток записать альбомы с драм-машиной ни к чему не привела, и они были отложены на полку до лучших времён.
Радим вернулся к OYHRA после работы над полуторакилотонной бомбой “Cjomny pryliŭ razburennja / Ciemrazoŭ” ŠMIERCIESLAŬ, выпущенной в 2013-ом году. Даркут, сыгравший на этой записи, так и не согласился вновь поучаствовать в OYHRA, но нашёлся другой человек, изъявивший желание попробовать. Работа закипела. Сейчас, слушая альбомы, можно с уверенностью сказать – с ударной частью всё так же в порядке, как и со всем остальным. OYHRA стала ещё быстрее и интенсивнее, а также более зловещей. Языческая природа музыки по-прежнему легко ощущается, но в композиционном плане в ней прибавилось влияния шведского Black Metal. Работа гитар – сплошной тремольный шквал а-ля старый SETHERIAL или даже DARK FUNERAL. Ударные – безостановочный классический бластбит а-ля INQUISITION. Это придаёт OYHRA сходство со ZMROK. Но у ZMROK нет такой мощной клавишной поддержки, рисующей необъятные горизонты над древними ландшафтами, что создают гитарные риффы. Надо отметить, что это не традиционная для метала игра на синтезаторах, когда “зажму-ка я секунд на 10 клавишу вот здесь, чтоб было эпично”. Песни OYHRA и так довольно эпичны во всех смыслах (средняя продолжительность – 12 минут). Поэтому клавиши играют свои собственные партии, не менее динамичные, чем остальные инструменты. Не буду утверждать, что это “самые быстрые клавиши в языческом метале”, но близко к тому. Также я заметил, что Радим использует и менее традиционные инструменты, однако – пардон муа – напрочь забыл, как они называются. Например, там точно есть эта треугольная штука, по которой проводят молоточком… ну, вы поняли, да? Да?

“Praź Piačory Mistyčnaha Azareńnia” – более металлический альбом, чем его напарник. Цельнометаллический. Три безудержных полотна, среди которых суперхит “Kryštalovy Zamak Poŭnačy” (видео представлено выше) + завершающий инструментал, который мне очень сильно напоминает бурзумовскую “The Crying Orc”, доведённую до ума и развёрнутую на 11 с лишним минут. Радим не скрывает, что оба альбома вдохновлены Burzum – поэтому, возможно, я угадал источник вдохновения. “Zaimhlonyja Dali Prynosiać Uspaminy” предлагает больше… не эмбиента, а, скорее, “оркестровок”, создаваемых при помощи монументальных симфонических мелодий и вышеупомянутой штуки с молоточком. Курвамать, да как же она называется??? Гитарные риффы на этом альбоме состоят из более коротких кусков, нежели на “Praź Piačory…”, потому похожи на MARDUK, из которого вымели сатанинскую злость. Есть большая инструментальная вещь с гармониками – “Skavanaść Letucieńniem Sumiotaŭ”. Манера пения у Радима на обоих альбомах одинаковая – тот же лающий вокал, что и на альбомах ŠMIERCIESLAŬ. Важнейший вопрос, интересовавший многих до выхода релиза – а что там с легендарными картавыми речёвками, которые зачитывались на древних альбомах из 90-х? Есть тут что-то подобное? Отвечаю: нет. Здесь Радим больше работает под поздний Burzum, в таком же стиле произнося строчки текста загадочным голосом откуда-то с галёрки. И, пожалуй, это хорошо. Плохо другое (это единственное, что здесь плохо) – вокал на последней песне, металлическом переосмыслении бурзумовской “Hermoðr á Helferð”. Повторял, повторяю, и буду повторять всем музыкантам: нельзя так петь!!! Не надо вопить голосом впавшей в истерию старой алкоголички! Вы же взрослые люди, господа. Стыд-то какой….

Оба альбома изданы под крышкой одного дигибука дуэтом Possession Productions / Gardarika Musikk. Результатом тяжёлого труда двух дизайнеров из России и Украины стал разделённый по смыслу на две части буклет. Первая половина отведена под первый альбом – она предлагает обладателю релиза пейзажи, по одному на каждую песню. Разворот проводит нас через леса ко второй половине, отданной во владение текстов ко второму альбому. Радим почему-то решил представить их только в английском варианте, хотя сам поёт по-беларуски. Дело хозяйское. Закрывается дигибук зимними видами и северным сиянием. С немного более детальным осмотром внутренностей вы можете ознакомиться с помощью видео, снятого мной для недавно заведённого аккаунта Bagnik Zine в Instagram. Ввиду ограничения пространства на сервере, этот аккаунт я планирую использовать в дальнейшем для демонстрации различных релизов, присланных на рецензию, так что следите за обновлениями!

И последнее – OYHRA вовсе не собирается снова уйти в тень на десяток лет. Радим планирует выпустить ещё два альбома, которые, вместе с этими двумя, составят концептуальную квадрологию. Мало того, гомельские экстремисты уже приготовили новый альбом ZMROK, который должен выйти этой весной. За ним планируется новый ŠMIERCIESLAŬ, а дальше будет видно!

 

Author: F1sher16

Пакінуць адказ

Ваш адрас электроннай пошты не будзе апублікаваны. Неабходныя палі пазначаны як *