Год выхода: 2016
Издатель: Werewolf Promotion
Оценка: 7,5 / 10
В декабре ушедшего года увидел свет второй альбом KRES – польской группы, созданной группой товарищей, среди которых экс-участники FALL и непосредственные участники STWORZ. В том числе и неизменный лидер – Войслав, снова отвечающий за вокальную часть. KRES – уж не знаю, намеренно ли, – имеет глубокую духовную связь с ранней польской сценой. В ней подлинная архаика атмосферы и блэк-металлический примитивизм сочетались с лучшими элементами готики и глубоким языческим мироощущением, оставлявшим сильный отпечаток на личностях музыкантов. Наверное, только у поляков получалось сводить вместе язычество, сатанизм и нацизм, не выглядя при этом болванами, вопящими про “Blasphemous SS Necro Rape 666” или что-то в этом роде. Понемногу почти все, кто создавал в 90-х истинные бриллианты андеграунда, либо умерли, либо отошли от дел, либо надели угги и открыли свои брадобрейни. Но их вклад продолжил жить в творчестве молодых банд, даже если с виду кажется, что это не так. Вот, к примеру, KRES. Группа исполняет довольно современный… dark metal, пожалуй. Без болотной вязкости и того старого прекрасного “дрожащего” звука – всё по-сегодняшнему гладко, чётко, лаконично. И языческости в лирике нет ни грамма. Но вслушайтесь в эти меланхоличные мелодии, в эти пронзительные соло, вчитайтесь в слова – всё идёт оттуда, из прошлого. Я не раз говорил, что у жителей любой страны в творчестве есть свои особенности, которые проецируются на большинство создаваемых произведений в любых видах искусства. Как у беларусов есть своя “беларускость” в понимании того, какую атмосферу надо создавать и в какой манере играть риффы – так и у поляков есть своя “польскость”. Если музыканты не стремятся под копирку снимать стиль какой-либо иностранной группы, то в них это обязательно проявляется. Уж музыканты KRES точно не могут быть обвинены в попытках оторваться от корней. Хотя в творчестве FALL под его закат было немало от DRUDKH, сами DRUDKH появились во многом благодаря SACRILEGIUM, ARKONA, HEFEYSTOS, THY WORSHIPER. Так что даже здесь, транзитом, проявляются старые польские музыкальные традиции, которые мне очень дороги.
“40 nocy grudnia” во всём превосходит предшественника. Группа подчистила слабые места, отсекла лишнее, прибавила там, где было лучше всего. Альбом до краёв наполнен вдохновенными мелодиями, надрыв ощущается в каждой ноте, каждой строчке стихов. Где не справляются гитары, на амбразуру бросается голос Войслава. Пусть он считает себя плохим певцом, но я считаю, что его самоотверженность искупает любые огрехи. Обычно такой over-the-top-подход к музыке срабатывает плохо, так как отсутствует необходимый контраст между спокойными и эмоциональными частями, придающий дополнительный эффект. Но не здесь. “40 ночей декабря” выдаются по-настоящему жаркими. Замечу, что вдохновение временами года, характерное для музыкантов KRES во всех их начинаниях, в рамках этого проекта проявляется лишь в лирике. Что осенний “Na krawędziach nocy”, что зимний “40 nocy grudnia” имеют одну и ту же атмосферу. Впрочем, это альбомы о духовных переживаниях, а не о природе, так что упрекать не стану. Упрёка заслуживают лишь некоторые отрезки альбома, где музыкантам не удалось сочинить хороших мелодий. И ещё одно – за два полноформата группе так и не удалось создать пробивного хита, чтоб сразу с ним на радио, телевизор, и на GZ Media печатать shaped-семидюймовку в десяти разных цветах. Это проблема FALL, которая перекочевала в KRES. FALL за свою недолгую карьеру записали хорошую музыку по части атмосферы, но не по части композиции. Чёрт меня побери, если я помню хоть одну мелодию из их тем, кроме действительно шедевральной вещи “Rzeka I” со сплита “Śnij ziemio moja…”. Как видите, у FALL один хит всё-такие получился. А у KRES в каждой композиции есть нечто выдающееся, но нет целиком выдающейся композиции. Впрочем, не такая уж большая проблема. Прогресс по сравнению с первым альбомом впечатляющий. Поэтому на третьем полноформате можно ожидать ещё более серьёзный вклад в бездонную сокровищницу метал-андеграунда.
Диск выпущен тиражом в 1000 копий на Werewolf Promotion. К сожалению, своей копии я от Войслава пока не дождался, и не могу судить об оформлении. Однако я знаю, что в этой ольштынской тусовке оформлениями занимается ещё один бывший участник FALL, второй музыкант WĘDRUJĄCY WIATR, Тадеуш “Razor”, основатель Misty Visions Art. С примерами его классных работ можно ознакомиться на официальном сайте. Так что я уверен – у KRES с визуальной частью всё будет в полном ажуре.