Польская группа Sacrilegium занимает в моей фонотеке и душе особое место. В своё время их великий шедевр “Wicher” изменил мою жизнь, я ничуть не преувеличиваю. Дисковое издание этого альбома стало самым дорогим моим приобретением, причём купил я его через Discogs чёрт знает где, чуть ли не на островах Фиджи. Это был 2013-й или 2014-й год, и я тогда изо всех сил старался разыскать контакты музыкантов, чтобы переиздать альбом на Possession. Всё уже почти сложилось, но в последний момент девушка, живущая, по её словам, неподалёку от одного из участников, перестала отвечать. Я обратился к боссу Odium Records, музыканту BLACK ALTAR по прозвищу Shadow, так как он в 2006-ом издавал сборник “Embrace the Darkness”, содержащий демки SACRILEGIUM. Shadow огорчил меня, заявив, что связь с группой потерял, однако тут же обрадовал новостью о том, что Pagan Records планирует выпустить не только переиздание “Wicher”, но и новый альбом! А дальше вы уже и сами знаете, если хоть немного следите за группой. С 2015-го года SACRILEGIUM снова активны – создают новые записи, играют концерты, готовят новый альбом. Правда, не так давно состав группы серьёзно изменился – ушёл басист C, с которым записывался камбэк-полноформат “Anima Lucifera”, а также Nantur Aldaron, один из основателей группы, и её казавшийся бессменным вокалист. Впрочем, брешь в рядах SACRILEGIUM тут же заполнили два бывших участника малоизвестной команды BEHEADED, но в группе остался лишь один музыкант оригинального состава – гитарист / вокалист Suclagus. С ним мы и побеседовали, хотя ответы, к сожалению, оказались менее подробными, чем я надеялся.
Привет, Suclagus! Спасибо за согласие на интервью! Я – давний поклонник SACRILEGIUM, а кроме того недавно закончил перевод книги Дайала Паттерсона “Black Metal: Культ бессмертен – часть первая”, где содержится огромное интервью с Nantur’ом, поэтому я более-менее знаком с историей группы. Тем не менее, мне хотелось бы услышать твою точку зрения по некоторым вопросам, так что я начну с тривиальных вещей. Nantur говорил, что ты был прекрасным гитаристом уже в самом начале существования группы. Как и когда ты стал гитаристом?
Suclagus: Привет! В детстве я посещал музыкальную школу, но на гитаре научился играть сам несколькими годами позже. В 1988-ом или 1989-ом, я уже точно не помню. Heavy и Death Metal того времени сильно повлияли на меня как на гитариста, именно благодаря этой музыке я решил взяться за инструмент.
Suclagus – что обозначает этот псевдоним?
S: Этот псевдоним связан с моим бунтарским характером в те давние годы, а связан он со стихией огня.
Какие группы повлияли на создание SACRILEGIUM?
S: Их много, трудно перечислить все, и я не хочу выделять кого-то. Но я слушаю большинство этих групп по сей день.
Ваше демо “Sleeptime” имело сатанинскую тематику, но потом, похоже, ваша идеология немного изменилась. Вы объединились с NORTH для записи сплита “Jesienne szepty”, где представили легендарную песню “Tam gdzie gaśnie dzień…”. Это была ваша первая песня на польском языке, а обложку сплита украшал герб движения “Dąb i Orzeł”. Можешь рассказать о вашем участии в этом движении?
S: Насколько я помню, эта эмблема была знаком групп, идентифицирующих себя с язычеством и древними верованиями славян. Записывая “Wicher”, мы отдавали дань уважения ушедшим временам, поэтому тоже использовали эту эмблему. Также её использовали ещё несколько польских групп, а идея “Дуба и Орла” принадлежит Sirkis’у из NORTH – он до сих пор творит под этим знаком.
В 1996-ом вы выпустили “Wicher”, один из величайших альбомов в истории метала, на мой взгляд. Он языческий по своей природе, но в лирике присутствуют также отсылки к сатанизму. Я бы сказал, что ваше мировоззрение в тот период можно охарактеризовать как “сатаноязычество” (за неимением лучшего термина), где Сатана отождествлялся с силами природы. Я прав?
S: Верно! Никогда об этом сильно не задумывался, но ты прав. Доктрины, в которые мы тогда углублялись, предоставляли нам различные возможности для самовыражения… однако нам было трудно избавиться от сатанинских взглядов.
“Wicher” обладает очень архаичной атмосферой. Он звучит почти первобытно, как будто эта музыка перенеслась к нам из доисторических времён, когда люди только начинали отождествлять силы природы с пока ещё безымянными богами. Вы намеренно создавали такую атмосферу?
S: Когда у нас зародилась идея создать этот материал, мы были, наверное, на пике своей музыкальной формы. Источников вдохновения хватало – вот, например, мы увлекались историей древних народов, проживавших на польских землях. Поэтому идеи рождались быстро, без проблем. Если бы мы сегодня решили записать материал на такую тему, он звучал бы иначе… но оценки я оставлю критикам. И да, архаичная атмосфера создавалась нами преднамеренно, чтобы лучше передать ощущение связи с нашими предками.
Забавный факт: некоторые люди узнали о вас из-за невнимательности, перепутав “Wicher” с “Witcher”, что означает “Ведьмак” и отсылает к серии романов Анджея Сапковского. Вы сталкивались с этим? Тебе нравятся книги Сапковского?
S: Честно говоря, впервые об этом слышу. Никогда не подозревал, что фанаты “Ведьмака” слушают наш альбом из-за названия… не знал. Что до Сапковского, то я уважаю его работы, но не могу назвать себя фанатом.
Похоже, что после “Wicher” вы вернулись к сатанинскому мировоззрению, почему? Каковы ваши взгляды сегодня?
S: SACRILEGIUM – это злодеяние, направленное против всего святого. Нам нравится идентифицировать себя с этим злом, и мы не видим никакой другой дороги для нашей группы.
Что ты думаешь по поводу своих старых релизов сегодня?
S: Честно скажу, с удовольствием перезаписал бы все песни 🙂 Впрочем, все старые записи тоже хороши, некоторые даже отличные… для своего времени.
У старых польских альбомов очень специфическое звучание – атмосферное и архаичное, не слишком похожее на норвежское или чьё-либо ещё. NORTH, GROM, MARHOTH, SACRILEGIUM, демо HEFEYSTOS, ранние GRAVELAND и BEHEMOTH, ŁZA ZESCHNIĘTEJ RÓŻY, MY INFINITE KINGDOM, NEASIT… описать трудно, но во всех записях перечисленных групп присутствует особое ощущение, которое выходит за пределы музыки. “Wicher”, кстати, является одним из наиболее ярких примеров. Может, все эти записи что-то объединяет? Скажем, одна студия или схема записи, или ещё что-то?
S: Не хотелось бы чесать всех под одну гребёнку, но в самом деле большинство групп записывалось в одной и той же студии, либо в студиях схожего профиля. Всё зависело и зависит от денег. Бюджеты на запись были такими низкими, что выжать из них нечто более было нереально. Большинство из нас сегодня недовольно этим звуком, но ничего не поделаешь…
Я также заметил, что у многих старых польских банд есть готические мотивы в музыке и эстетике. Я имею в виду не циркачество с накрашенным чёрной помадой губами, а характерные для готического рока ритмы и аккорды, мелодику, и даже имидж из разряда “молодые люди с распущенными волосами, одетые в длинные пальто, фотографируются в зимнем лесу”. Наверное, у каждой старой польской метал-банды есть такие фотографии! Это совпадение или вы действительно интересовались готической сценой? Ты вот играл в HEFEYSTOS, а музыка HEFEYSTOS на полноформатных альбомах была абсолютно готической.
S: Наверное, была такая мода, но меня мало интересовало, что там делают другие банды. Я действительно слушал много готического рока, однако не думаю, что он так уж сильно повлиял на меня… но не мне судить. Что до HEFEYSTOS, то я не являюсь создателем этого проекта, я просто играл на синтезаторе и ударных. Был ли он готическим? Впоследствии – безусловно, но поначалу он был более языческим, чем всё остальное…
Ещё о HEFEYSTOS: Nantur, Horm и ты покинули проект после записи первого альбома – почему? Затем вышел чудовищный “Psycho Cafe” – я так понимаю, его сочиняли и записывали совершенно другие люди?
S: Я припоминаю, что был слишком плох… или что-то вроде того… ха-ха-ха… в смысле, барабанщик из меня никакой, поэтому я ушёл. Насчёт остальных парней не помню. Второй альбом, как ты сказал, делали другие люди.
Ваша страница на метал-архивах встречает посетителя историей о туре с DARKTHRONE, сорвавшемся из-за того, что гитарист сломал руку. Это был ты? Где должен был пройти этот тур?
S: Да, поговаривали, что мы должны поехать с ними в тур, потому что мы тогда переписывались с DARKTHRONE 🙂 Однако никто из нас не получал официального предложения поехать в тур. Может, какие-то организаторы обсуждали это, когда вышло демо “Sleeptime”, не знаю… Перелом был не у меня, а у Nantur’а, и он сломал ключицу, из-за чего мы выпали из тура с BEHEMOTH и HELHEIM.
В середине 90-х у вас был конфликт с Храмом Полной Луны. Почему эта организация включила вас в “список врагов Black Metal”?
S: Я не припоминаю ничего такого, непосредственно связанного с SACRILEGIUM.
Несколько лет назад почти все ваши старые записи были переизданы. Pagan Records взял “Wicher”, но демо “Sleeptime” вышло на Witching Hour. Почему вы решили отдать его этому лейблу?
S: Ну а почему нет? Я не знаю деталей соглашения, его заключал Nantur, но вроде бы там всё было в порядке. Если есть шанс, им надо пользоваться.
Можешь объяснить выбор обложек для переизданий? На мой взгляд, они довольно странные…
S: Это на твой взгляд, а на мой взгляд ничего лучше и придумать нельзя.
Демо “Recidivus” (1998) – почему оно до сих пор не переиздано?
S: Плохое качество исходников не позволяет мне это сделать.
С другой стороны, ваша промо-кассета “Embrace the Darkness” переиздавалась дважды – сначала в составе одноименного сборника на CD, а потом отдельно на 12-дюймовом виниле. Винил – это была идея лейбла?
S: Да, а мы изначально хотели видеть эту запись на пластинке.
Чьей идеей было возрождение группы? Сколько времени оно заняло?
S: Моей. Это отняло около двух лет.
Расскажи мне о новых участниках SACRILEGIUM. Как ты встретил их?
S: Все они, кроме нового гитариста, некогда помогли создать SACRILEGIUM. По этой причине я пригласил их.
Как вам пришла в голову идея добавить все эти ремиксы на сингл “Angelus”? Бьюсь об заклад, старые фанаты были шокированы. Я не был, но ход действительно неожиданный. Считаешь, это была хорошая мысль?
S: Это организовал Nantur. Была ли это хорошая мысль? Думаю, да, хотя получилось всё немного абстрактно. Мы понимали, что далеко не все сумеют это переварить, но для нас было важнее узнать, как другие исполнители, сделавшие ремиксы, видят нашу музыку. Это был очень интересный опыт.
Nantur говорил, что в 2000-ом вы не записали альбом, позже ставший “Anima Lucifera”, из-за разногласий по поводу его звучания. Но всё-таки вы записали этот альбом – компромисс был достигнут? Или кому-то пришлось уступить?
S: Ты заставляешь меня перечитать это интервью с Nantur’ом… не стану опровергать все его слова, но главной причиной, по которой альбом не был записан в 2000-ом году, были вовсе не разногласия по поводу звучания. Мы просто решили приостановить деятельность SACRILEGIUM, так как начался период стагнации. Не было возможностей для развития, достойных предложений от лейблов и так далее. Был всего один вариант подписать контракт, но мы этого не сделали…
Что ты думаешь по поводу этого альбома?
S: Для меня это лучший альбом SACRILEGIUM, несмотря на его почтенный возраст. Возможно, он изменил бы лицо польской сцены в те годы, но мы тогда его не записали.
Почему Nantur покинул группу? В интервью для книги он, как мне показалось, не слишком пылал энтузиазмом…
S: Nantur ушёл из команды… я не хочу это комментировать.
Ваш имидж на “Anima Lucifera” претерпел серьёзные изменения – все эти галстуки, строгие рубашки и так далее. Как я понимаю, это было придумано специально под этот альбом, так как сегодня ваш имидж стал более старомодным и простым.
S: Во время работы над визуальной составляющей “Anima Lucifera” мы работали с бОльшим количеством людей, чем обычно, и мы выбирали лучшие идеи. Возможно, так следует поступать почаще, но не всегда. В случае с EP “Ritual” я прорабатывал всё сам, но не хочу рассказывать, почему я решил так поступить.
Ты ещё слушаешь молодые метал-группы?
S: Иногда.
Ты слушал DRUDKH? Хочу заметить, что они немало сделали для вашего продвижения – именно благодаря их каверу на “Tam gdzie gaśnie dzień…” я в своё время узнал о SACRILEGIUM.
S: Это лучший кавер, что я когда-либо слышал. Я также знаю, что они записали кавер на песни с “Recidivus” и демо HEFEYSTOS, но это всё. Они отличная банда, я желаю им успеха.
Новый EP “Ritual” содержит песню с будущего альбома + 2 перезаписанных песни со “Sleeptime”. Почему ты решил перезаписать эти две песни? Возможно, они войдут на новый альбом?
S: Нет, после последнего концерта на фестивале Sinister Howling V, где мы выступили в обновлённом составе, мы решили выпустить что-то небольшое, чтобы скрасить ожидание следующего релиза. Решение перезаписать “Empty Side of Soul” и “Silence” было спонтанным.
“Ritual” звучит удивительно олдскульно. Он записывался на той же студии, что “Anima Lucifera”, но звучит, на мой взгляд, более живо. Добавить эффект эхо, и это будет почти что запись из середины 90-х. Будет ли весь альбом звучать таким же образом?
S: “Ritual” мы записывали самостоятельно, я отвечал за сведение и мастеринг – возможно, поэтому он звучит так. Не знаю, хорошо это или плохо. “Anima Lucifera” – закрытая глава. Когда будем записывать новый альбом, он будет звучать иначе, это точно. Мы пригласим другого продюсера. Время покажет.
Когда выйдет новый альбом? Можешь поделиться какой-либо информацией о нём? Какие у вас планы на будущее?
S: Альбом выйдет в 2018-ом. В данный момент мы сконцентрированы на туре с FURIA. “Ritual” даёт примерное представление о том, каким получится новый альбом. Со временем узнает, что из этого выйдет.
Спасибо за ответы! По традиции, напоследок можешь высказаться о чём угодно.
S: Поднимаю бокал за всех наших фанатов. Спасибо за поддержку