Год выхода: 2021
Издатель: Dark East Productions
Оценка: 7,6 / 10
Ивановский проект RAZÖRSCHRIECK навряд ли знаком постоянным читателям Bagnik Zine, поскольку на первый взгляд всё в нём попадает в категорию “no-go”. Создатель проекта – весьма своеобразный панк, который занялся металом на волне растущей популярности DS”BM” в начале 2010-х и все свои альбомы выпускает через лейблы типа Depressive Illusions или самиздатом. Та самая волна депры больше всего напоминала волну помоев именно потому, что её подняли люди, мало чего понимавшие в метале. Более 90% из них вернулись в свои пыльные спальни после того, как мода на DS”BM” прошла. RAZÖRSCHRIECK до сих пор в строю, но его уже давно не отнесёшь к любителям неглубоких порезов. Ещё, возможно, вы помните историю сожжения половины тиража сплита RAZÖRSCHRIECK с VANHELGA (после чего та несчастная CD-R резко подскочила в цене). Многие тогда смеялись, но я музыканта хорошо понимаю: сплит с самой худшей метал-группой на планете – это позор, и очиститься от него можно только огнём.
Наше знакомство с создателем RAZÖRSCHRIECK произошло году в 2013-м, когда Razör попросил меня заценить его новый альбом. В эстетическом плане всё там было печально, но музыка оказалась удивительно крепкой. Помню, как вполне искренне назвал её лучшим, что я слышал во всей этой новой депрессивной теме. Конечно, это не ахти какой комплимент, поскольку буквально весь тогдашний DS”BM” состоял из жидкой дрищи. Но Razör хотя бы старался делать композиции, которые вполне можно было слушать. Если талант есть, он обязательно проявляется, даже если артиста понесло абы куда.
За дальнейшим развитием RAZÖRSCHRIECK я особо не следил. А развитие, надо сказать, имело место. Сегодняшний RAZÖRSCHRIECK практически ничем не напоминает себя образца даже 5-летней давности, и это хорошо. На “Tragedies” он исполняет славный тёмный метал с массой источников вдохновения, среди которых не нашлось места всяким пиздострадальцам. “Tragedies” по своей сути ближе к современной волне российских метал-групп, угорающих по “хтони” и тьме вымерших деревень (ТМ). Но эти группы чаще всего состоят из хипстеров, которые ориентируются на западный безриффовый “атмосферик” и выдают соответствующий результат. Razör всё-таки панк, однако мне известно, что он также слушает правильный метал. И это хорошо чувствуется. Первый трек обладает достаточно строгим нордическим характером, словно это музыка из ростера Der Schwarze Tod. Впрочем, как на нём, так и в дальнейшем большую роль играют стопроцентно рокерские гитарные конструкции. Подобная манера игры на гитаре редко встречается в экстремальном метале, а нагловатые соло вообще почти никогда. Второй трек предлагает бласт-биты и масштабные мелодичные зарисовки с клавишными. От основного риффа к третьему хочется протянуть правую руку от сердца к спиральной галактике, настолько возвышенно и чисто он звучит. Четвёртый трек запоминается сольными запилами в духе PARADISE LOST и реверансами в адрес Death Metal. Пятый располагается ещё ближе к классическому Doom Metal, а кроме того включает замечательную партию флейты. Заключительный трек – жутковатая кладбищенская история под акомпанемент синтезаторного эмбиента.
Весь материал в целом ладно скроен и крепко сшит. Избавленный от филлеров, альбом вписывается в стандартный формат лонгплея, не позволяя себе провисаний. К моему удовольствию, Razör избежал типичной ошибки большинства музыкантов; если делаешь мелодичный альбом – не пихай туда бензопильную злую тремольщину, это как сыпать себе опилки в кашу. На “Tragedies” много тяжёлых и агрессивных фрагментов, однако они нисколько не нарушают плавность течения музыки. Общая атмосфера не отходит от тематики текстов. Это тёмные готические истории с неуловимым русским колоритом: про мёртвую царевну, зачарованные леса, привидений и смерть. Написано красиво и со вкусом. Никаких тебе сисястых вампирш или дохлых бабулек с православными крестами наперевес.
Далее о минусах. Их всего два. Первый – звучание. Это современный “русский стандарт” со всеми вытекающими: всё увесисто, чисто, но весьма бесхарактерно. Всё-таки технические параметры как таковые не должны быть самоцелью. Пусть звук будет в чём-то грязнее или кривее, зато получит уникальность. Не скажу, что “Tragedies” безнадёжно безликий в этом плане, но эффекта узнаваемости с помощью такого звука не добьёшься. Помимо того, на альбоме присутствуют моменты со сдвоенной вокальной дорожкой, от которой, кажется, отказались уже везде, кроме восточной Европы. Пусть эта визжаще-рычащая хрень останется в металкоре. Второй минус – решения по оформлению буклета. Я понимаю, что это выглядит очень клёво, но пять фотографий Razör’а в шаманском образе не коррелируют с лирическим содержанием вообще никак. В присланном мне джевеле нашлась карточка с автографом и альтернативной обложкой: мёртвая царевна на коне, луна, лес, полноводная река – вот это как раз по теме. Считаю, что нужно было сделать всё наоборот – арт вместо фотографий, а фотографию выпустить в виде карточки под автограф. Ну, по крайней мере в буклете есть тексты, переведённые на английский. В оригинальном виде они хорошо воспринимаются на слух. Подробности на видео.
В конечном итоге мы имеем сильный и красивый альбом. Когда талант сочетается с усердием и правильными эстетическими решениями, так и должно быть. Категорически рекомендую послушать, хотя отмечу, что с первого раза “Tragedies” может и не раскрыться.