Год выхода: 2021
Издатель: Trollmusic
Оценка: 8,5 / 10
Этот релиз много лет был для меня, пожалуй, самым ожидаемым из всех. DE ARMA известна не слишком широкой общественности как проект Андреаса Петерссона из ARMAGEDDA, владельца Nordvis Productions, и металлисты помнят о ней разве что благодаря первому релизу – сплиту с FEN. На том сплите DE ARMA исполнили пасмурный атмосферный метал, который достон всяческих похвал. Однако более важное событие произошло в 2013-м году, когда вышел их дебютный альбом “Lost, Alien & Forlorn”. На нём DE ARMA представили меланхоличную смесь из тёмного рока, готики, атмосферного метала и чего-то глубоко ностальгического, прониающего в самую суть эмоций. По большому счёту, этот альбом сегодня забыт. Он вышел на любительском лейбле Trollmusic, чьи релизы сразу отдаются на распространение Century Media, особо не рекламировался, а его целевую аудиторию сегодня определить не менее трудно, чем 8 лет назад. В 2013-м альбом записали в категорию “атмосферика”, которым тогда повально увлекались хипстеры и депропидоры, но “Lost, Alien & Forlorn”, мягко говоря, был далёк от условного WOODS OF DESOLATION или там HERETOIR. Ортодоксальные металлисты же вовсе пропустили его мимо ушей.
Однако для меня “Lost, Alien & Forlorn” стал настоящим откровением. Пять лет подряд он оставался моей любимой пластинкой, и я до сих пор не могу сформулировать, почему. Он не безупречен, но его меланхолия, наверное, идеально совпадает с моей собственной, поэтому альбом практически сразу стал для меня родным и был прослушан десятки раз, как целиком, так и попесенно.
Со “Strayed in Shadows” группе почти удалось повторить свой успех у вашего скромного слуги. На втором альбоме группа обрела более последовательный стиль, очистив музыку от ненужных элементов. Одним из таких элементов оказался Фрэнк Аллейн, вокалист FEN, который пел в DE ARMA со дня основания. Его чистый голос превосходно дополнял эмоциональную палитру музыки, однако Андреас, который взял на себя обязанности вокалиста, тоже, в общем, справился на отлично. Он поёт ниже Фрэнка, более мощным и мужественным голосом, не срываясь при этом на вопли. На двух песнях используется гостевой женский вокал. Лишь один раз за весь альбом, на последнем треке, пара строчек исполняется в экстремальном стиле. В остальном “Strayed in Shadows” полностью избавлен от элементов экстремального метала, и это, в принципе, уже не метал вовсе. Музыка DE ARMA приобрела явное сходство с FIELDS OF THE NEPHILIM и, скажем, KILLING JOKE.
Дебютный альбом был посвящён бедности и её эстетическим спутникам и спутницам – упадку, депрессии, одиночеству, безнадёжности, горю (никакой социально-поучительной чуши). “Strayed in Shadows” концепцией не обременён (хотя в целом вдохновлён стихами американки Эмили Дикинсон и даже цитирует их), поэтому песни позволяют себе чуть больше вольностей. “Pain of the Past” взволнованно-ностальгически и очень динамично повествует о болезненных воспоминаниях и утратах. “City Vultures” передаёт зашифрованное антирелигиозное послание, сдобрив его мыслями о конечности всего сущего. Полубаллада “Illusions of Love” названием говорит сама за себя. “Funeral in my Brain” написана на стихи вышеупомянутой поэтэссы, и от анализа этой высокой поэзии, я, пожалуй, воздержусь. Странноватый финал песни забавным образом напомнил DOOR INTO EMPTINESS. Сразу захотелось добавить к нему “стала халадаць”. “Horror in the Dark”, о страхе перед самим собой (как я понял), начинается довольно глупо, зато завершается прекрасным рокерским ритмом под звенящую гитару, как умеют только DE ARMA. “Days of Judgment” – ещё одна полубаллада о любви, только о какой-то странной, которую все вокруг осуждают. Надеюсь, DE ARMA подразумевали любовь, например, к Гитлеру или пицце с ананасами, а не что-нибудь более современное, если вы понимаете, о чём я. “You Were Blood” – самая металлическая песня на альбоме, с бласт-битами и крупицей экстремального вокала. Её тематика мне не совсем понятна, но в ней в который раз упоминается тема странствия между мирами. В сочетании с оформлением, которое явно создавалось под впечатлением от “Тёмной Башни”, это даёт право предположить, что Андерс просто-напросто пробовал представить себя Роландом Дискейном. А может и нет, ведь название альбом, “Заблудившийся в тенях”, полностью охватывает терзания лирического героя всех текстов разом.
“Strayed in Shadows” выпущен в джевеле с 12-страничным буклетом, содержащим пару фотографий, информацию о записи и лирику. Артов хватило только на обложку и задник; предшественник, конечно, был оформлен богаче. Подробности на видео. Альбом, без сомнения, замечательный, и я строго рекомендую его послушать, хотя вряд ли хоть один человек из тех 120-150, что регулярно читают Bagnik Zine, купится на мои излияния. “Strayed in Shadows”, пожалуй, немного недотянул до предшественника в плане качества музыки. На нём немного больше неудачных отрезков. Однако это тот случай, когда музыкальные конструкции сами по себе второстепенны. DE ARMA – музыка чувств, которые здесь довольно взрослые, глубокие и запутанные. Сегодня эти песни могут вообще не зайти, а завтра показаться шедеврами.