Самобытный украинский атмосферный проект KLADOVEST, поклонником которого я являюсь уже довольно давно, в последнее время начал развеивать ауру таинственности, которая сама собой создаётся вокруг формаций подобного рода – неразговорчивых, спокойных, тихо делающих свою работу. Я воспользовался случаем и взял интервью у бессменного лидера проекта, Дмитро К., оказавшегося очень приятным в общении персонажем. Встречайте!
Привет, Дмитро! Спасибо за согласие дать это интервью. Начну я, как всегда, с банальности: расскажи об истории проекта и его концепции. Как он образовался? Что такое «кладовест»? Насколько это название, выбранное более десяти лет назад, отражает нынешнюю концептуальную составляющую проекта? Есть ли в творчестве KLADOVEST какой-либо посыл?
Привет, Роман! Ого, какая пулеметная очередь вопросов 🙂 Отвечу на них в экспресс-режиме: Kladovest образован в 2004 году мною и Александром А. под огромным влиянием альбома BURZUM “Filosofem” и большого желания играть Atmospheric Black Metal. Кладовест, говоря коротко и просто, это сокровищница знаний, мудрости, событий, умений, мыслей, образов и всего, что есть в Мире, с помощью которой мы можем установить связь с нашими Богами и Предками и их наследием. Говоря еще проще, можно сказать, что это Кладезь Мудрости. Концепцию проекта даже через 13 лет, название, надеюсь, вполне отражает. А посыл каждый для себя найдет сам.
Первый альбом создавался в довольно интересном составе — ты исполнял всю инструментальную часть, текстами и оформлением занимался некто Александр, а вокалистом выступил чех Radalf. Как возникло такое международное сотрудничество? Можешь ли рассказать побольше об этих персонажах и том, почему они в итоге отделились от KLADOVEST?
Александр стоял у истоков проекта вместе со мной, и вокалиста Радальфа пригласил в KLADOVEST именно он. Лично с Радальфом мы никогда не встречались, наше взаимодействие было дистанционным. И хотя мы были довольны сотрудничеством с ним, после записи второго альбома он покинул проект. Что послужило причиной, как это ни парадоксально, я без понятия 🙂 Всю переписку с Радальфом вел Александр, он и знает ответ на этот вопрос. И вообще, все это было настолько давно, что уже перестало быть правдой 🙂 Александр же ушел из проекта намного позднее. Причина достаточно проста – смена приоритетов.
На втором и третьем альбомах у тебя пел Thurios. Как удалось заполучить в состав такую «звезду»? 🙂 Я предполагаю, что всё благодаря изданию кассеты с дебютом KLADOVEST на его лейбле Stuza Productions, так ли это?
Мы с Романом были знакомы задолго до выхода первого альбома у него на Stuza Prods. После ухода чешского вокалиста я просто предложил ему стать вокалистом KLADOVEST, и он согласился, чем меня очень выручил. К сожалению, наши дороги с Романом впоследствии разошлись, но опыт сотрудничества с ним на двух альбомах для меня бесценен. Это человек и музыкант с большой буквы.
Лирику для первых трёх альбомов писал Александр, для следующих – некто Vintrald. Почему ты сам не занимаешься этим вопросом?
Потому что мне не дано писать хорошие тексты, тем более на английском языке. Я всегда следовал принципу, что каждый должен заниматься тем, что у него получается лучше всего. Александр и Vintrald никогда не были музыкантами, не играют на каком-либо музыкальном инструменте, зато у них получается писать замечательные тексты. Если бы тексты писал я, они представляли бы из себя наборы совершенно не связанных между собой идиотских заумных фраз и по результатам их прочтения у всех возникали бы большие сомнения в моей умственной состоятельности.
Как ты попал на No Colours Records? Как правило, этот лейбл не испытывает большого интереса к группам с постсоветского пространства. Доволен ли ты работой с ним?
Каких только мнений не пришлось услышать по этому поводу! Одни умники рассуждали о сумме денег, которые мне якобы пришлось отвалить владельцу NCR, другие проявляли чудеса дедукции, которым позавидовал бы Шерлок Холмс, заявляя, что сотрудничество с лейблом стало возможным исключительно благодаря протекции Thurios’а. На самом деле, все началось самым обычным образом. После записи “Escape In Melancholy” я отправил альбом на несколько лейблов с вопросом о возможности релиза. Через некоторое время владелец NCR написал мне, что готов издать альбом. Вот и вся история. Мы сотрудничаем с герром Штеффеном с 2009 года по сей день, за это время у нас не было никаких конфронтаций и непоняток. Это порядочный человек и издатель. А насчет отсутствия у него большого интереса к командам c постсовка– могу поспорить! NOKTURNAL MORTUM, KZOHH, KLADOVEST, THEOSOPHY – это совсем не мало!
Ты считаешь KLADOVEST группой или всё же своим собственным проектом?
Это относительно. С одной стороны, из всех участников с начала существования проекта, в нем на сегодняшний день остался только я один, поэтому можно сказать, что это мой собственный проект. С другой стороны, KLADOVEST – бесспорно, группа, так как включает в себя вокалиста и поэта, а с учетом недавнего выступления, концертного состава и возможной перспективы следующих выступлений – тем более. Вообще я никогда не задумывался над этим вопросом, если честно.
Как ты сегодня воспринимаешь свои предыдущие альбомы? Переслушиваешь ли их?
Бывает, но редко. Первый, одноименный альбом я вообще могу слушать только с содроганием. Тем не менее, я доволен всеми альбомами, без исключения. Если даже я и критически отношусь к своим ранним работам, то только потому, что со временем просто поменялись музыкальные приоритеты. Конечно, всегда есть возможность перезаписать, переделать старый материал, но это не для меня. Никогда не понимал группы, которые издают по триста тысяч переизданий одного и того же альбома, которые отличаются только оформлением и изменением положения ручек на эквалайзере. Я понимаю, что это бизнес, но для меня лучше сосредоточиться на новом материале. Максимум, что я хочу сделать – переиздать первый альбом с вокалом нынешнего вокалиста – Gjenfard`а. Тем более, что популярность KLADOVEST не настолько высока, чтобы я мог себе позволить штамповать переиздания с утра до вечера с перерывом на обед. Так что можно считать, что я завидую черной завистью.
Есть ли у тебя другие музыкальные проекты?
На данный момент действующих сайд-проектов нет. Последний – Flammersjel, тихо скончался еще десять лет назад, толком не успев даже начаться.
Большинство проектов, работающих в схожем с тобой стиле (те же DRUDKH, например) часто обращается к своим историческим корням и создаёт песни или целые альбомы на родном языке. В творчестве KLADOVEST этого не наблюдается. Единственный намёк — бонус-трек к виниловому изданию «Escape In Melancholy», который, если я не ошибаюсь, является переигровкой украинской народной песни. Почему ты решил придерживаться английского языка?
По той же причине, по которой большинство групп поёт на английском – с целью интеграции в иностранную среду 🙂 К сожалению, металлическая сцена всегда была полна предрассудков, мне до сих пор непонятно, почему подавляющее большинство иностранных лейблов наотрез отказываются выпускать альбомы на родном языке исполнителей. По видимому, им кажется, что если немец, француз или украинец будут вместо своего родного языка голосить что есть мочи на английском с жесточайшим акцентом, то альбом ждет успех) Но как бы то ни было, нам приходится следовать этим правилам. Я уже не говорю о самом злободневном вопросе, в котором очень многие проявляют завидную принципиальность. Он заключается в том, что, по мнению авторитетных лейблов и слушателей, альбом должен быть непременно записан на студии. Какое бы говно в итоге не было записано, это будут слушать и хвалить, так как это студийная запись. И наоборот – даже если музыка вполне годная, но увы, записана в домашних условиях, это уже достаточное основание для отказа в релизе. При этом, альбом даже не прослушают дольше 30 секунд. Это доказывает лишь то, что тяжелая музыкальная индустрия сегодня – обычный бизнес, аналогичный попсе, где никого не интересует, собственно, сама музыка, интересует лишь качество записи, оформление релиза, пиар и образы участников. Это очень удручает, ибо есть огромное количество групп, с неважным качество записи, прослушивание которых доставляет огромное удовольствие. Но, к сожалению, они никогда не будут изданы на мажорных лейблах. В связи с этим мне вспоминается ответ No Colours Records после получения диска. Он не сетовал, что я записал альбом, увы, не в студии на Gibson Custom Shop за 10 штук баксов, подключенной к Mesa Boogie Roadking, не с живыми барабанами, и не сокрушался, что сведением занимался не какой-нибудь признанный гуру, на которого пришлось переписать мою квартиру в счет оплаты его услуг. Он написал очень просто: «Привет! Я прослушал ваш альбом, он мне понравился, я готов его издать». И все. Это показывает, что для NCR была важна прежде всего музыкальная составляющая, а не расчеты, сколько бабла он сможет выручить с продаж. Этот подход я очень ценю, он позволяет спокойно заниматься музыкой, а не меряться хуями, у кого звук и оборудование круче. А насчет отсутствия обращения к корням – мне кажется, есть группы, которые делают это просто потрясающе, и лучше них я этого не сделаю. Мне сложно вообразить, кто мог бы передать украинский колорит лучше, чем NOKTURNAL MORTUM и DRUDKH. А KLADOVEST не задумывался под эти цели, поэтому дело и ограничилось лишь кавер-версией на украинскую народную песню.
Ты стараешься лишний раз не светиться, интервью даёшь редко, в соцсетях не зависаешь (лишь недавно появились официальные странички https://vk.com/kladovest и https://www.facebook.com/kladovest/). Почему ты выбрал такую закрытую позицию? Считаешь ли ты себя участником украинской «метал-сцены»?
На самом деле, даже эти страницы в соцсетях вряд ли появились бы, если б не Ragnarr Hösvir– настоящий энтузиаст, который и занимается их наполнением. Мои функции сводятся фактически к контролю контента и решениям относительно публикаций. На самом деле, я слежу за этими страницами, но крайне редко что-нибудь выкладываю сам. Я вообще стараюсь не сидеть в социальных сетях, это занятие забирает кучу времени. Перспектива ежедневного выкладывания сотен тысяч фотографий, публикаций пафосных постов и изображений перевернутых крестов, а также пространных рассуждений о бренности бытия, меня совершенно не вдохновляет. Поэтому я предпочитаю заниматься музыкой, а не околомузыкой. На данный момент у меня есть страница в facebook, которая нужна мне для того, чтобы просматривать страницу KLADOVEST и не более того 🙂 А насчет принадлежности к метал-сцене – формально, я наверное, могу считать себя ее участником. Но фактически – я нигде действительно уже давно стараюсь не светиться. Интервью я тоже до нынешнего года не давал, ибо особым красноречием не обладаю. Да и сейчас, по-моему, я и так наговорил много лишнего 🙂 Мне бы хотелось просто заниматься музыкой. Да и что я могу сказать или сделать такого, чего еще не было сказано или сделано? Вот пусть этим и занимаются те, у кого это лучше получается. А мне доказывать нечего, и я просто рад тому, что у KLADOVEST есть определенная аудитория поклонников.
Недавно состоялся первый в истории концерт KLADOVEST. Расскажи о своих впечатлениях. Будут ли ещё концерты (при наличии убедительных предложений, разумеется)? Почему KLADOVEST не выступал раньше? Какие музыканты (кроме вокалиста-тёзки) участвовали в выступлении?
Да, выступление состоялось, было очень много позитивных моментов. Разумеется, без лажи тоже не обошлось, но для первого раза, думаю, мы отыграли вполне достойно. Другое дело, что я до сих пор, несмотря ни на что, считаю, что KLADOVEST – абсолютно не предназначенный для концертов проект, и он достаточно скучен для исполнения вживую. Этим объяснялось отсутствие концертов проекта до этого времени.Для нас выступление представляло скорее исключение из правил, чем будущее правило. Просто было интересно оказаться на сцене и отыграть сет. В том, что выступление состоялось, заслуга не моя, а Gjenfard`a и Ивана из Kaosophia, которые взяли на себя фактически все организационные моменты. По поводу дальнейших концертов – мое мнение не должно ничего значить, ибо слушателям и зрителям виднее. Если им нравится, и они не будут впадать в летаргический сон от наших песен, то мы будем продолжать выступать с удовольствием 🙂 Тем более, что состав KLADOVEST очень хорош – все музыканты имеют за плечами концертный опыт в группах STRYVIGOR, ELDERTALE, SVARGA, все, без исключения, замечательные люди, и я очень рад, что они играют в KLADOVEST. Лучшего состава и желать нельзя.Кроме этого, концерт в Киеве оставил самые приятные впечатления, много новых знакомств, мощный состав групп. Я очень горд тем, что мы выступали на одной сцене с CULT OF FIRE, KAOSOPHIA, BERGRIZEN и GOATFLESH. И публика была великолепна. Все сложилось как надо. На данный момент у нас уже есть два предложения, но говорить о них пока рано. Время покажет. Хотя для меня перспектива нового альбома, честно говоря, имеет гораздо большее значение, чем концерты.
Чем ты вдохновляешься при написании новой музыки?
Запись каждого альбома у меня занимает ровно 4 дня, по одному дню на песню. Но сколько я не пытался определить, какие именно конкретные факторы влияют на процесс придумывания музыки, мне это не удалось. Вдохновение приходит независимо от моего желания, а музыкальные фрагменты появляются совершенно неожиданно. Но одна традиция все же есть – самое сложное – начать запись первого трека. После него все последующие треки пишутся несравнимо легче и быстрее, а куски и риффы сыплются как из рога изобилия. Конечно же, прослушивание музыки имеет значение для развития и получения необходимого стимула. К стыду своему признаться, я уже несколько лет почти не слушаю тяжелую музыку, предпочитая более легкие стили и направления. Я получаю от них гораздо больше удовольствия. К примеру, произведения Эннио Морриконе или Джо Хисаиси могут дать такой громадный заряд вдохновения, с которым не сравнятся и тысячи альбомов тяжелятины. А случайная заценка какого-нибудь мелодичнейшего uplifting trance вызывает непреодолимое желание немедленно засесть за гитару 🙂
Есть ли вероятность, что KLADOVEST начнёт играть в ином стиле – скажем, перейдёт на эмбиент, или начнёт экспериментировать с более тяжёлым и злым звучанием? Или, наоборот, ударится в пост-дебри?
Ты попал почти в самую точку 🙂 Я и сам об этом думал, ибо мне все более надоедает играть штампованные, повторяющиеся металлические риффы, каждый из которых можно в том или ином виде найти на сотне других альбомов. В последние годы мне доставляют огромное удовольствие мелодика, акустические пассажи, реверы, дилеи и прочие эффекты. Но, с другой стороны, есть и стремление совместить мелодику с самым настоящим тяжелым звуком. Предполагать я могу что угодно, а вот что будет на выходе – даже мне неведомо. Я никогда не задумываю что-то заранее. Например, садясь записывать “Ignitiate”, я даже и вообразить не мог, что в альбом войдет так много акустических кусков. Я понял это только после того, как записал первый из них, и уже не мог остановиться 🙂 Так что какой именно особенностью будет обладать новый альбом, не знаю даже я.
Недавно ты приоткрыл мне тайну, что в конце этого года должен выйти новый альбом. Расскажи о нём всё, что можешь сказать на данный момент. И поведай о планах на будущее.
Я бы очень хотел, чтобы новый альбом был записан в этом году. Но как говорится в известной украинской поговорке: «Дурень думкою багатіє». У меня есть огромное желание записать его с более качественным гитарным звуком и живыми барабанами. К сожалению, это пока все, что я могу сказать по этому поводу.
Спасибо за ответы! Как всегда, предоставляю возможность завершить интервью любыми словами, которые ты пожелаешь сказать читателям Bagnik Zine.
Благодарю тебя за вопросы, Роман, и за твой интерес к проекту! А читателям Bagnik Zine искренне желаю оставаться самими собой и никогда не отказываться от своих целей!