Год выхода: 2018
Издатель: Werewolf Promotion
Оценка: 8 / 10
Покончив с “сезонной” квадрологией альбомов, Войслав всё-таки решил не почивать на лаврах. Объединив усилия с парочкой своих друзей из Кракова, он взялся за работу над сплитом, который по духу, пожалуй, ближе к творчеству другой группы с его участием – WĘDRUJĄCY WIATR.
И STWORZ, и RIVERS LIKE VEINS в хорошем смысле помешаны на природе. Их личные переживания настолько тесно переплетены с самой сущностью родной земли, что каждый образ, будь то грозовое небо, шелестящие на ветру листья или покрытые зеленью холмы, передаёт целую гамму эмоций и чувств. И уже не ясно, где заканчивается сугубо изобразительное искусство и начинается раскрытие души. Судя по сэмплам, фрагментам лирики и моим собственным наблюдениям, концепция сплита строится на той же основе, что и вся деятельность WĘDRUJĄCY WIATR: долгие походы, ночные посиделки у костра.
Тем не менее, музыкальная составляющая здесь всё-таки иная. STWORZ предлагает своё узнаваемое видение, которое пока ещё не претерпело серьёзных изменений по сравнению с альбомом “Wołosożary”. Разница лишь в том, что Войслав (который, кстати, сочинил и сыграл весь материал в одиночку) будто бы начал вновь дышать полной грудью. “Wołosożary” показался мне немного зажатым, а на сплите STWORZ демонстрирует отличную форму. В музыке чувствуется вдохновение и порыв. Каждую секунду кажется, что она вот-вот сорвётся с места и поскачет галопом. И это происходит! Я скучал по быстрым песням от STWORZ. Более того, Войслав научился более умело внедрять в музыку партии флейты. На первом треке она звучит просто восхитительно.
Однако самым интересным местом сплита (как говорится, selling point) выступает кавер на “Лейся, кровавая пена” FOREST. Кавер на BBH – серьёзнейшее испытание, и, на мой взгляд, Войслав с честью его выдержал. Текст песни был довольно умело, хоть и не без огрехов, переведён на польский. Музыка заметно ускорилась, и это, вкупе с характерным саундом STWORZ, сделало песню полноправной частью дискографии проекта. Если не подсматривать в буклет, можно ещё долго не догадываться, что это кавер – настолько по-ствожевски она стала звучать.
RIVERS LIKE VEINS – проект более экстравагантный и неоднозначный. Это ещё довольно молодое детище пана Icyvr’а и пани A. Bouillanne, в которых я внезапно опознал знакомых мне по Instagram персонажей, постоянно висящими в разделе рекомендаций. Группа обозначает себя как “decadent hooligan Black Metal”, что, конечно же, чушь, поскольку ничего хулиганского в RIVERS LIKE VEINS я не заметил, а от Black Metal дальше них стоит только STWORZ, который за каким-то хером тоже обозначил себя на этом сплите как “Pagan Black Metal”. Смешно и глупо. Винить в содеянном прошу не столько музыкантов, сколько бесспорно уважаемых деятелей вроде Хендрика Мёбуса, Ильи Бабина и The Pagan Front, чьё не до конца верное понимание деструктивного аспекта Black Metal со временем породило абсолютно неверную интерпретацию сущности оного.
Но вернёмся к нашим баранам. Самохарактеристика RIVERS LIKE VEINS, конечно же, намекает на сходство творчества группы с PESTE NOIRE, однако по этому поводу мне сказать нечего – я никогда не слушал PESTE NOIRE, кроме той песни с кудахтаньем. Музыка поляков является очень разносторонней и в какой-то мере экспериментальной. Она напоминает о дружественных WĘDRUJĄCY WIATR и FALL: осенняя атмосфера, меланхолия, более размытый звук, надрывный вокал. Однако группа постоянно мнёт и растягивает её основу, вследствие чего музыка видоизменяется. Чаще всего на ровном месте возникают элементы других стилей и даже жанров: то проскочит какое-то блюзовое соло, то удивительный рифф, то на начнётся длинная интерлюдия с электронной подложкой, стоящая в одном шаге от трип-хопа. Партии женского вокала в основном представляют собой речитатив. Гигантскую часть работы взял на себя приглашённый музыкант из проекта RITUAL WALTZ: партии синтезатора и электронные эффекты в его исполнении настолько же великолепны и атмосферны, насколько разнообразны. Добавлю также, что на барабанах здесь играет Razor из уже упомянутых WĘDRUJĄCY WIATR и FALL. Лирику группа позаимствовала у Казимежа Пшервы-Тетмайера, видного польского поэта. В целом, мне очень понравилась сторона RIVERS LIKE VEINS, и я, пожалуй, обращусь к двум самостоятельным релизам этой группы – благо, достать их нетрудно, поскольку они тоже вышли на Werewolf Promotion. Думаю, более близкое знакомство также поможет прояснить некоторые непонятные музыкальные моменты.
После 11 треков, указанных на заднике, слушателя ожидает сюрприз: совместная работа обеих групп, 22-минутный инструментальный трек, исполненный на полуакустической гитаре и синтезаторе под сэмпл со щебетанием птиц. Как водится, хорошая мелодия, без изменений повторяющаяся около 200 раз подряд, заставляет утратить чувство времени и разделить с музыкантами их любимый способ времяпровождения. Вообще, инструментальные композиции на сплите полностью передают его суть, а метал как бы лишь добавляет подробностей.
Сплит выпущен в стандартном джевеле с 8-страничным буклетом. Текстов снова нет, но для стороны STWORZ они доступны в Интернете. Оформление, как ни странно, на этот раз выполнял не Misty Visions Art, а некто Orkan Graphics. Дизайнер позаботился о том, чтобы всё получилось и красиво, и осмысленно. Пустующие места под тексты заняты тематическими фольклорными картинами, на которые интересно посмотреть. Подробности на видео.