Год выхода: 2019
Издатель: Metalkalve
Оценка: 7,3 / 10
Это первый релиз латышского издателя Metalkalve, который был прислан мне одновременно с EREMOS. К сожалению, обстоятельства сложились таким образом, что публикация рецензии заняла очень много времени, и за это я приношу издателю извинения.
Пока ещё совсем недолгий жизненный путь DRUUN интригующим образом переплетается с судьбой самой знаменитой латышской метал-группы на планете: SKYFORGER. Всё дело в том, что в DRUUN играет Imants Vovers, барабанщик оригинального состава SKYFORGER. Кроме того, он играл также в группе-предтече SKYFORGER, которая носила название GRINDMASTER DEAD и исполняла, как ни удивительно, Death Doom Metal с фольклорными элементами. А DRUUN, как мне удалось выяснить, осознанно продолжают традиции GRINDMASTER DEAD, исполняя тот же редкий стиль музыки. На “Veļu laiks” даже присутствует кавер на эту группу. Мало того, партии кокле (латышский народный инструмент) на 7-ом и 8-ом треках играет не кто иной, как лидер SKYFORGER.
Сочетание фольклорных элементов и дума в первой половине альбома выполнено довольно прямолинейно. Как правило, несколько минут мы слушаем цельнометаллическую музыку, а потом она ненадолго останавливается, освобождая место для интерлюдии на каком-нибудь народном инструменте. Впрочем, бывает и так, что флейта играет как аккомпанемент гитаре. Есть примеры равноправного взаимодействия народных и “металлических” инструментов, однако они чаще встречаются ближе к концу пластинки. Эпизод с волынкой в финале заглавного трека – один из таких примеров. Основная масса материала исполнена в духе традиционного дэт-дума, и слово “традиционный” я употребляю в широком значении. Вокал только рычащий, без отступлений. Риффы не просто сделаны по устоявшимся канонам. Они действительно старые – в том плане, что работают и сочетаются в стиле ранних образцов жанра. Это нелегко заметить за современным звуком, но это так. Возможно, как раз желание сохранить аутентичность заставило группу внедрить фольклорные элементы в музыку самым простым способом. В конце концов, в начале 90-х никому не приходило в голову превращать метал в симфонию для народного оркестра. Само по себе наличие партий народных инструментов уже было декларацией намерений.
Метал от DRUUH настолько мрачен, насколько это допустимо в рамках выбранного стиля. Ещё один шажок означал бы переход на территорию стылого похоронного дэт-дума, где фольклорный колорит выглядел бы ненужным придатком. Из колеи выбивается только бойкая по здешним меркам песня “Mūžības dzīslas”, мотивы которой так и подмывает назвать восточными. По-моему, на ней группа немного отвлеклась. Остальные же вещи совершенно беспощадны к душевному состоянию слушателя. Едва заметный налёт мелодичности вообще не скрывает их опустошённость, болезненность и подавленность. Скорбь уже в прошлом, а впереди осталась лишь последняя стадия – вечный покой. Который, впрочем, может и не наступить, если судить по текстам. Из того, что мне удалось понять, я сделал вывод, что они основаны на балтийском фольклоре, но подчинены правилам выбранного жанра музыки. Это истории о злых духах, похоронах, связанных со смертью обрядах. Они вызывают в голове образы, которые нынче очень любят российские группы: сгнившие деревянные хаты со скелетами внутри, заросшие бурьяном дворы, целые вымершие сёла.
“Veļu laiks” вышел в формате шестипанельного диджипака с минималистичным траурным оформлением и всеми текстами внутри. Подробности на видео. Альбом мне понравился, он крепкий и своеобразный, однако останавливаться на достигнутом нельзя. В этом стиле музыки ещё толком ничего не сказано, многое можно сделать лучше, и DRUUN, я думаю, это по силам – было бы желание.