Год выхода: 2017
Издатель: Werewolf Promotion
Оценка: 7 / 10
У меня достаточно тесные отношения со STWORZ. Примерно с 2012-го года я пристально следил за группой, общался с Войславом и даже делал интервью для Metallibrary. Через 5 лет контакт ослаб: из-за неудавшегося обмена с Werewolf Promotion я не сумел обзавестись физической копией “Wołosożary”, поэтому фактически пропустил этот альбом, уже привыкнув слушать STWORZ только на дисках. Затем я пропустил и следующие релизы, а просить у Войслава компакты на рецензию было как-то неловко. Но лучше поздно, чем никогда – все вышедшие за 3 года релизы поляков, кроме репетиционной записи, теперь в моей коллекции, и настала пора навёрстывать упущенное.
В уже упомянутом интервью я задавал вопрос о “коловращательной” цикличности полноформатных альбомов STWORZ. После “Po Czasu Kres”, который всё же относится к раннему и идейно отличному периоду творчества, каждый альбом STWORZ не совсем намеренно принимал эстетику определённой поры года. “Synowie słońca” был наполнен весенней живостью, “Cóż po żyznych ziemiach...” пылал августовской жарой, “Zagony bogów” вместе с природой готовился к холодам. Логично, что “Wołosożary” должен был стать “зимним”. Таким он и получился, однако в этот раз абсолютно осознанно, от калядного арта в буклете до тематики песен.
Впрочем, если вы не понимаете по-польски и относитесь к той недалёкой аудитории, которая воспринимает музыку только ушами, а не головой (в таком случае, зачем вы вообще читаете Bagnik Zine?), заметить различия между “Wołosożary” и несколькими предыдущими работами STWORZ вам будет сложно. Дело в том, что общая звуковая картина на метал-релизах STWORZ с 2010-го по 2018-й почти идентичная. Что бы группа не играла, она всегда звучит тепло. Потому, слушая “Wołosożary”, порою очень трудно представить зиму. В голову так и лезут привычные образы женщин со снопами и залитых солнцем лугов. Войслав пытается направлять музыку в нужную сторону с помощью аранжировок, но когда звучит только стандартная четвёрка инструментов, получается не очень. Единственный на 100% холодный трек – “Na szarych łodziach Grudnia”, потому что это эмбиент. Есть ещё и такой момент: чем дольше работает Войслав, тем более продвинутым композитором он становится. Следовательно, он разучился писать простые и обладающие своим характером вещи, такие как “Do młodzi sławiańskiej!”. Ранние записи STWORZ имели по несколько песен-визитных карточек, но потом материал стал более сложным для восприятия, интенсивным, медлительным и цельным. В игру “угадай альбом по песне” практически невозможно выиграть, если это будут песни с предпоследней тройки альбомов STWORZ. Кое-где, откровенно говоря, основные риффы вообще как будто сделаны по шаблону: прямо сейчас у меня в наушниках играет песня “Niech żyje śmierc”, где гитарная часть совсем не блещет вдохновением. Однако в таких случаях в дело вступают акустические фрагменты, народные инструменты и другие опытные гримёры, быстренько маскирующие недостатки песни.
Подтверждением моих слов служит тот факт, что самая мощная во всех смыслах песня на альбоме – это заглавная, которая на самом деле является треком ещё из эпохи демо. Правда, написал её не Войслав, а его былой соратник Mir. Войслав же придумал новые аранжировки, благодаря которым песня превратилась в эпический гимн. Помимо всего прочего, она выделяется синтезаторными партиями: синтезатор – очень редкий гость на записях STWORZ. Совсем чуть-чуть от заглавного трека отстаёт “Jesteśmy Słońcem”, довольно простая, но безумно яркая вещь. Ещё один интересный момент – кавер на MAJDANEK WALTZ, который звучит на альбоме почти как влитой. Оригинал я не слышал, но переработка, несомненно, сильная. Не обошёлся альбом и без традиционной обработки народной песни, однако о ней ничего хорошего сказать не могу – напоминает самые неудачные поползновения KAMAEDZITCA в данном направлении. Раньше получалось лучше.
Наконец, хочу отметить дополнительные элементы музыки. В основном, это акустика (уже давно отлично известно, какое это мощное оружие в арсенале группы) и флейта. Последняя вызывает противоречивые чувства: звучание обогащает, но всё время играет как-то мимо основных мелодий. Не говорю, что флейта должна повторять партии ведущей гитары, просто она здесь играет вообще что-то своё. Или просто не очень удачно сведена. Синтезатор, увы, встречается редко – всего раза три-четыре, и 90% звучания приходится на заглавный и предпоследний треки.
Альбом, как водится, выпущен в джевеле с 8-страничным буклетом. Оформление, за которое вновь отвечали дружественные Misty Vision Art, получилось красивым и тематическим, а вот текстов песен, к сожалению, не завезли. Вместо них на развороте располагается поэтичный манифест, посвящённый юбилею STWORZ – “Wołosożary” вышел на 10-летие группы. Подробности на видео. По моему мнению, это не лучший альбом STWORZ, но и не плохой. Как мне кажется, Войслав просто ощущал небольшой застой, сочиняя эту завершающую позицию в условной квадрологии, объединённой общим стилем звучания. Но все основные черты характера STWORZ по-прежнему на месте: энергия, живость, огонь, подлинно языческое мировоззрение. В своё время, когда “Wołosożary” ещё находился на стадии зарождения, Войслав подумывал о том, чтобы прекратить играть метал после выхода этого альбома, либо даже вовсе закрыть STWORZ. К счастью, он этого не сделал, и группа продолжает очень активно работать. Ждите обзоры более актуальных релизов уже вскоре, а можете и не ждать – берите и слушайте.