Год выхода: 2019
Издатель: Century Media Records
Оценка: 8,3 / 10
Как ни крути, MAYHEM остаются, пожалуй, самой интересной из групп первой волны норвежского Black Metal. Их можно любить или ненавидеть, осмеивать или хвалить – они заслуживают всего этого своей неоднозначностью и постоянной изменчивостью. Если с новыми альбомами от тех же DARKTHRONE, SATYRICON или BURZUM всё, в принципе, понятно изначально, то MAYHEM вполне могут преподнести сюрприз – как они сделали с “Daemon”. Моё отношение к MAYHEM и их дискографии также весьма неоднозначное. Я не из тех, кто считает, что группу надо было закрывать после смерти Euronymous’а – это всё экзальтированная хуйня. Как минимум, потому, что они сделали гениальный “Ordo Ad Chao” – абсолютно негативный альбом, в плане уникальности и успешности реализации задумки не уступающий великому “De Mysteriis dom Sathanas”. Хорош был EP “Wolf’s Lair Abyss”, да и “Grand Declaration of War” можно иногда послушать с удовольствием. Впрочем, случались и провалы, такие как унылый “Chimera” с одной-единственной хорошей песней на всю пластинку, либо совершенно мёртвый “Esoteric Warfare”. Однако MAYHEM, раз за разом меняя гитаристов-композиторов и музыкальную парадигму, умудряются не терять свой фирменный стиль. Поэтому каждый их новый альбом хочется послушать.
“Daemon” стал попыткой группы впервые за долгие годы прикоснуться к своему ключевому творению – “De Mysteriis dom Sathanas”. Наверное, норвежцы поняли, что фанатская база (и уж тем более моднейший Century Media, требующий от своих подписантов максимально перспективный в коммерческом плане материал) не вынесет ещё одну экспериментальную пластинку и последующее многолетнее затишье. И надо признать, что MAYHEM приблизились к истокам настолько, насколько это вообще возможно. Разумеется, о возвращении к Black Metal речи быть не может. Хотя лирика к альбому вдохновлена оккультизмом, демонологией и всяческими сатанинскими штуками, только законченный идиот поверит, что коллектив из дядек пенсионного возраста, несчётное количество раз плевавший и сравший себе же на лицо, внезапно вновь уверовал в постулаты радикальной сатанинской идеологии. Это имидж, ничего более. Дескать, тряхнём стариной. Кроме того, мастеринг альбома делал некто Томас Юханссон, регулярно отмечающийся в качестве гитариста на записях нескольких христианских Power Metal-банд. Какая уж тут идеология.
Но музыкальная часть альбома действительно продолжает дело DMDS. “Daemon” демонстрирует убедительный саунд, отчасти наруленный – кто бы мог подумать – на студии Necromorbus. Круг замкнулся: легендарная студия, фирменное звучание которой всегда пыталось повторить грандиозность DMDS, теперь работает над сиквелом нетлёнки MAYHEM. Думаю, Торе Стьерна с подлинным энтузиазмом трудился над эффектом эхо для барабанов Hellhammer’а . Особенно учитывая, что музыка на “Daemon” прекрасная. По очевидным причинам, одержимое буйство DMDS ей уже не свойственно, однако MAYHEM берут своё профессионализмом и просто-таки неудержимым потоком идей. Материал для альбома писали гитарист Teloch и басист Ghul; после прослушивания создаётся впечатление, что оба со дня прихода в группу ждали момента, когда им позволят насочинять традиционных MAYHEM’овских риффов без экспериментальной шелухи. Скорее всего, так оно и было. На альбоме огромное количество риффов высокого качества, и это обусловливает его главное структурное отличие от DMDS. Риффы на последнем были шедеврами, использующимися по несколько штук на песню. Поэтому DMDS так легко западает в память. Однако “Daemon” исторгает риффы пачками, и разжевать его с первого раза вряд ли представляется возможным. Но альбом не перенасыщен – он в хорошем смысле сложен, многогранен, музыкален. Это одна из редких пластинок, которые можно слушать лишь по той причине, что тебе хочется понять, как устроены песни, разобрать инструментальные партии, нарисовать в голове полную схему альбома.
Нельзя не отметить вокал Аттилы. Многие активно выделяют его, заявляя, что венгр тянет на себе половину альбома, а то и весь. Это, конечно, неправда – причина всё в той же насыщенности музыкального материала. Вокал понять проще, тем более что Аттила покуражился на славу, сделав всё, чего от него ожидали. Одержимые завывания, зловещий шёпот, визг, рык – сумасшедший венгр снова вошёл в амплуа жреца Сатаны, как во время своего визита в Норвегию в 1993-ем. Самое классическое его выступление (к музыкальной части это, кстати, тоже относится) почему-то запихнули в бонус-трек “Everlasting Dying Flame”, звучащий так, будто это что-то неизданное 30-летней выдержки. Второй бонус-трек, “Black Glass Communion”, также является откровенным реверансом в сторону “Pagan Fears”, и это далеко не единственная на альбоме отсылка к DMDS. Надеюсь, лицензенты из России, которые вскоре выпустят “Daemon”, потрудились выкупить у Century Media права на бонусы. Оба трека являются неотъемлемыми частями альбома, которые нельзя просто так проигнорировать. Равно как нельзя проигнорировать сам альбом. Продажные клоуны или нет, MAYHEM всё ещё остаются превосходными музыкантами, с которыми приходится считаться.