Год выхода: 2018
Издатель: addicted label / Robustfellow / Voron NEST / KVLT OV Ї
Оценка: 7,1 / 10
Второй (и последний, поскольку группа распалась) альбом SOOM, насколько мне позволяют судить мои скромные знания о предмете, тянет на солидное заявление в жанре упоротого сладж-дума. По крайней мере, на постсовковом пространстве. Прогресс по сравнению с предыдущими записями слышен даже абсолютно трезвым ухом, а ведь “Ніч на полонині” тоже был скачком вперёд после скуки стартовых релизов.
“Джєбарс” берёт за основу ту же формулу, что и дебютный альбом. Это поданная в форме сказки история тяжёлой наркомании. Однако её настроение категорически отличается от “Ніч на полонині”. Выветрился весь юмор, не осталось и следа от лёгкости. Фольклорная эстетика и волшебный туман сменились городской вонью и чёрным, угрюмым смогом. Ушли в прошлое элементы стоунера. Если какие и остались, то сильно видоизменённые. Альбом получился очень нигилистическим и мизантропическим по духу. Стало больше злого вокала, который, к счастью, не исполнен в популярном сладжевом стиле “четырёх Б” (Басист-Боров Блюёт в Бороду). Основная вокальная масса, впрочем, осталась такой же, как прежде. Отмечу, что на двух треках засветились бэк-вокалисты с принципиально иным стилем пения. Первый – это всего-навсего Amorth (игравший, к примеру, на ранних альбомах DRUDKH и поздних ASTROFAES, а также в СВЯТОГОР, UNGERN, NOCTURNAL AMENTIA, M8Л8ТХ, LUCIFUGUM, KAOSOPHIA, UNDERDARK… уф, подумаешь), исполнявший в SOOM роль барабанщика. Второй персонаж значительно более интересен – это резиновая курочка, чей восхитительный вокал неуловимо напоминает ICS Vortex’а на альбомах DIMMU BORGIR. Постараюсь как-нибудь взять у неё интервью.
Каждый трек на “Джєбарс” имеет свой характер и амбиции. Если на дебюте музыка всё-таки подчинялась некому общему стилю, то здесь чувствуется желание подогнать её под тематику каждой композиции. В данном контексте отлично работают треки-интерлюдии, такие как “Сміх дів нічних”, где носом чуешь запахи мокрого асфальта и несвежей селёдки, сопровождающие тружениц сферы сексуальных услуг, выходящих на смену в тёмное время суток. Дополнительно усиливают атмосферу разбросанные по альбому фрагменты модернового эмбиента, либо даже всамделишные техно-биты. Работа гитар, ударных и баса хороша. В их урчащих звуках кроются крутые, как сказали бы в Штатах, грувы, способные ненадолго западать в память. Ну а рифф из “Під променем тьмяним захована мрія” даже претендует на прописку всей песни в вашем плейлисте. Удивительно силён звук, записанный по-старинке, живьём в студии. В особо интенсивных моментах ударные срывают крышку котла, и саунд начинает клокотать, переливаясь через край, а в остальном здесь сплошная радость для ушей.
Радует и подвижность, изменчивость музыкального полотна альбома. Треков, целиком состоящих из сладжевой тягомотины, не наблюдается. Акустические фрагменты, странный пост-хуйпойми-метал, бласт-биты и прочие радости жизни время от времени дают о себе знать, наделяя “Джєбарс” свойством эклектичности. Не забуду также упомянуть два бонус-трека, чья общая продолжительность составляет 18 минут. Если 12,5-минутный “Наґно” безупречно соответствует предыдущему материалу, то “Панічна атака”, отвечая названию, является совершенно ебанутым сгустком звуков и эмоций, хотя и здесь прослеживается смутная тень здравого смысла. В целом, “Джєбарс” получился мощной работой – финальная оценка выставлена, исходя из моего отношения к жанру и сопутствующей наркоманской поебени, однако поклонники этой сцены, пожалуй, могут смело добавлять к ней 2 балла. Издание альбома на CD сделано на пять с плюсом: дигипак с буклетом на качественной бумаге, сумасшедший концептуальный арт внутри, тексты тоже в наличии. Подробности на видео.