Год выхода: 2010 / 2019 (русскоязычное издание)
Издатель: Bazillion Points / Metal Star (русскоязычное издание)
(To foreign readers: this review is dedicated to the Russian version of the book, so I don’t see much point in translating).
Участие в издании книг Тома Фишера давно было моей мечтой, но достичь её оказалось непросто. Изначально Metal Star выходили на Bazillion Points с этим предложением ещё в 2014-ом, сразу после выпуска биографии Нергала из BEHEMOTH, однако переговоры, затянувшиеся почти на год, ни к чему не привели – Фишер, мол, не заинтересован.
Через несколько лет Том подвернулся мне в Facebook, и я написал ему с вопросом об издании книги. Фишер, якобы отказавшийся в 2015-ом, воспринял затею с энтузиазмом, и дал контакт всё того же издателя. Metal Star начали долгие и занудные новые переговоры, которым на это раз всё-таки суждено было увенчаться успехом.
“Реальна только Смерть”, без сомнения, находится в тройке самых важных книг, изданных на Metal Star – наряду с “Эволюцией Культа” и “Волками среди Овец”. Во-первых, речь в ней идёт о группе и человеке, которые, по большому счёту, изобрели экстремальный метал в том виде, каким мы его знаем сегодня. Во-вторых, книга просто восхитительно написана. Переводить её было огромным удовольствием, пусть и нелёгким. В отличие от авторов большинства книг о метале, Фишер – не журналист, поэтому его стиль заметно отличается от того же Паттерсона. Язык Тома очень элегантный, даже слегка вычурный, поскольку он работает как профессиональный писатель. Ему с лёгкостью удаётся передавать мельчайшие детали происходивших событий, не страдая при этом от многословности.
История Hellhammer и тех людей, кто имел прямое отношение к группе, рассказана настолько подробно, насколько это вообще возможно. Ни Фишер, ни Мартин Эрик Аин, выступивший в качестве соавтора, не скрывают ничего. Даты, места, имена, слова, мысли, поступки… Они припоминают даже самые унизительные эпизоды тех далёких дней, не пытаясь выдать себя за тех, кем не являлись. Книга хорошо обрисовывает картину того, как кучка жалких деревенских подростков-нердов, презираемых всеми окружающими, медленно превращается в закоренелых мизантропов.
Здесь хотелось бы сделать отступление и поразмышлять об уникальности Фишера. На самом деле, личность он довольно неоднозначная – что, впрочем, легко понять, зная о том, насколько сильно повлияли на его психику события трудного детства. Грубо говоря, тощий патлач, которого чмырили все кому не лень, вырос во взрослого дядьку, обвешанного регалиями, но до сих пор всё помнит. Поражает то, как Фишер преобразует негативные аспекты своей жизни в искусство. Будем откровенны в 99 случаях из 100 группы, пишущие песни о своих эмоциях и переживаниях, делают позорную и никому не нужную сопливую хуйню (зачастую в форме “DSBM”). Но Фишер обладает даром создавать из своих обид и переживаний скорбные монументы, излучающие такой мрак, что подавляющее большинство Black Metal-альбомов съёживается ужасе. Тексты позднего CELTIC FROST и TRIPTYKON тому примером. Даже самая банальная вещь о расставании с некогда близким человеком в руках Фишера становится сгустком холодной черноты. “Реальна только Смерть” поможет вам понять, как Том до этого докатился.
Возвращаясь к книге, стоит также отметить весьма серьёзный тон повествования. То ли с чувством юмора у Фишера туговато, то ли просто радоваться было особо нечему, но вы не найдёте здесь типичных для металлистов восхитительных историй о том, как кто-нибудь нажрался в хлам и обосрался прямо на сцене. Впрочем, в книге всё-таки присутствует несколько забавных рассказов о том о сём – например, об играх Тома и Стива в викингов, либо о знакомстве HELLHAMMER с сатано-нацистами, либо об их первой встрече с VENOM.
Крайне ценной – и, возможно, самой интересной – является финальная часть книги, где рассказывается о создании CELTIC FROST и культового “Morbid Tales”. В этих главах история разжёвывается уже на каком-то молекулярном уровне; недостаёт разве что объяснения каждой отдельной строфы лирики. Заканчивается книга воспоминанием о знакомстве Тома и Мартина с барабанщиком Ридом Сейнт-Марком, после которого творчество швейцарцев приняло совершенно иной оборот. Но об этом речь идёт уже в другой книге Фишера – “Are you Morbid?”. Изначально она вышла в 2000-ом году, но недавно была переработана и дописана уже с учётом новейшей истории CELTIC FROST, завершившейся выходом “Monotheist” и смертью Мартина Эрика Аина. Англоязычный вариант этой книги пока не вышел, но ожидается в скором времени. Питаю надежду, что после этого она появится и на Metal Star. А пока читайте фолиант о HELLHAMMER, выходящий 24-го апреля 2019-го. Ценник у книги довольно кусачий, но это обусловлено нестандартным форматом: размер около А4, текст белым по чёрному, много фотографий (но не настолько много, чтобы превратить книгу в фотоальбом). Заказ можно оформлять по ссылке.