Год выхода: 2014
Издатель: Thou Shalt Kill! Records
Оценка: 7,6 / 10
Третий альбом, по словам группы и знатоков-поклонников, являлся началом нового витка в творчестве ДО СКОНУ. В самом деле, на “Великом пробуждении…” сразу заметен отход от традиционных приёмов, которыми изобиловал “Холодные Потоки Смерти”. Мало бластбитов, почти нет открытой ярости. Песни стали значительно медленнее и атмосфернее, а также сложнее в плане структур; саунд из резкого превратился в мягкий и тёплый. Сскорее всего, в период их сочинения Varagian увлекался рок-музыкой 70-х, либо чем-то в этом роде. Банальные эпитеты, вроде “гипнотическая” и “монотонная”, подходят как нельзя лучше. Отличный пример – семиминутная “Изначальная Пустота”.
Огромную роль играет вокал. Скрипучий, лишённый эмоций голос, растягивающий слова, слегка напоминает INQUISITION (как и музыка), однако я бы избежал прямых сравнений. Голос Varagian’а заметно более… мистический, нежели у Dagon’а. Он будто бы доносится из-за туманной завесы, имеющей в моём воображении тухло-зелёный цвет. Ядовитая сущность музыки ДО СКОНУ раскрывается на этом альбоме ещё лучше, чем прежде, хотя никаких отсылок к змеиным темам в этот раз замечено не было. Но факт остаётся фактом: при прослушивании невозможно не представлять дымящиеся котлы, тёмную ворожбу и прочие шаманские дела (хотя альбом не имеет ничего общего с модной нынче эстетикой оккультизма в стиле ретро).
Конечно же, большой интерес представляют собой тексты песен. Пожалуй, они даже являются определяющим элементом для всего альбома. Написанные вычурным литературным языком, они демонстрируют нешуточное разнообразие. Какие-то (неожиданно для меня, и немного разочаровывающе) выполнены в духе классической “безопасной” атеистической философии: критика бога и веры, тема подъёма над стадом и так далее. Другие обращаются к более серьёзным вещам – той самой изначальной пустоте, Смерти, концу света. Наконец, есть “Самосуд” и “Нектар животной страсти”, где тексты самые простые и экстремальные. Прекрасно то, что каждая песня музыкально соответствует своей лирике. “Атеистические” вещи получились наиболее “рокерскими” (заглавный трек, пожалуй, даже чересчур – от него местами попахивает стоунером), “серьёзные” – самыми тёмными и глубокими, а простые – традиционными по меркам Black Metal. Такое понимание собственной музыки (характерное, кстати говоря, для очень небольшого количества артистов) не может не радовать.
Моё итоговое впечатление от “Великого пробуждения…” очень хорошее, хотя до шедевра ему, пожалуй, ещё далеко. Единственная – но крупная – претензия в том, что композиции как таковые являются слабейшим местом альбома. Почти всё в нём великолепно – атмосфера, образы, лирика, вокал – но слушать саму музыку интересно далеко не везде. Впрочем, у музыкантов заведено делать новые альбомы, чтобы развиваться, и “Ад” 2016-го года представляет собой значительный шаг вперёд, но об этом в следующий раз. “Великое пробуждение…” был выпущен в дигибуке тиражом в 333 копии, и на данный момент давно распродан, хотя отдельные экземпляры ещё можно выловить на Discocks или в различных дистро. Несмотря на минималистичность, оформление диска производит весьма мощный эффект, особенно если вчитываться в тексты, а не просто листать странички. Подробности на видео.