Год выхода: 2013 (оригинал) / 2018 (русскоязычное издание)
Издатель: Metal Star
Metal Star продолжает пополнять книжные полки адептов экстремального метала. Пока Дайал Паттерсон временно отставил в сторону свою серию, плотно засев за написание биографии ROTTING CHRIST вместе с музыкантами группы, Metal Star готовит к выходу ожидаемо скандальный фолиант о самом опасном метале современности – национал-социалистическом.
Оригинальная (итальянская) версия книги вышла в 2013-ом году, и к нашему дню уже успела превратиться в раритет. Выпускалась она также на других языках – к примеру, на фрацузском и английском – но по понятным причинам не получила широкого освещения в СМИ, ведь жалкие сцыкуны, величающие себя экстремальными металхэдами, боятся написать даже об абсолютно нейтральной исследовательской работе, посвящённой столь “неудобной” теме. Те несколько отзывов, которые попались мне на глаза, выполнены в духе “Книга плохая, потому что она про нацистов”. Вы сами всё понимаете.
На самом деле, несмотря на тему и вызывающую (чего уж скрывать) обложку, книга не является пропагандистской. Скорее, даже наоборот. Не является она и осуждающей, однако авторы по ходу дела формируют вывод (совершенно верный), что большая часть НС-сцены состоит из клоунов-фантазёров, поэтому ни в коей мере не способна появлять на статус-кво. Подход к написанию тома у Масперо и Рибарича отличается от того, что применяет Паттерсон. Они также приводят немало прямых цитат музыкантов, однако полноценных интервью здесь всего несколько, и они вынесены в отдельные главы. Авторы задались целью описать всю “NSBM”-сцену планеты, и это им удалось на отлично. Внимание уделено не только музыке (которая, по большому счёту, в данном случае второстепенна), но и постороннему влиянию, которое придало этой музыке определённое идеологическое наполнение. Рибарич и Масперо последовательно проследили развитие правой идеи в творчестве композиторов от самых истоков (в частности, Вагнера), через робкие заигрывания со свастиками на ранней Black Metal-сцене, и к полноценному разворачиванию стиля музыки, который принято обобщённо называть “NSBM”. Попутно поднимается огромный архивный пласт различных публикаций оккультно-нацистского толка, описывается история и деятельность различных политических движений, околоправых музыкальных групп и боевых группировок. В общем, картина более чем полная. Отмечу, что авторы отлично разбираются в музыкальном вопросе. Хотя базовое понимание Black Metal у них слегка извращённое, они раз за разом чётко доказывают, почему та или иная формация является “NSBM”, другая не является, а третья, хоть и не являясь, оказывает на сцену огромное влияние. Отдельные главы посвящены идеологическому антиподу “NSBM” – так называемому “красному анархистскому Black Metal”, а также правому хэйткору и его основным представителям – Ethnic Cleansing, Vaginal Jesus и Mudoven. Глава о хэйткоре, надо сказать, едва ли не самая угорелая и захватывающая в книге. История о том, как Ethnic Cleansing записывали семидюймовку “Hitler was Right”, просто не может не рассмешить. Мне стоит немалых усилий не воспроизвести её здесь, слишком уж она прекрасна!
Описывая мировую “NSBM”-сцену, авторы оперируют не столько отдельными группами, сколько локальными сценами (не упущено ничто, даже Африка и Малайзия) и их особенностями. Осведомлённость Масперо и Рибарича, мягко говоря, поражает. Помимо титанов стиля и имён помельче, они порой упоминают формации, которые вы не встретите даже на Discogs и Metal-Archives. В самом деле, исследовательская работа была проведена колоссальная. Авторы на протяжении всей книги стараются сохранять серьёзное выражение лица и применять научный подход, но всё-таки в паре мест выдержка изменяет им – как правило, при кратком описании очередной формации, сделавшей (или попытавшейся сделать) вклад в развитие стиля. Не стоит осуждать их за это. Люди, целиком и внимательно послушавшие записи мастеров вроде Vorak, заслуживают медаль за отвагу. Читателям из экс-СССР, думаю, будет приятно узнать, что главы о постсоветском национал-социалистическом метале являются одними из крупнейших и подробнейших в книге. Что немудрено, ведь здешние правые сцены в самом деле одни из ведущих в мире. Наконец-то заслуженное внимание уделено BlazeBirth Hall, ТЕМНОЗОРЬ и Stellar Winter, М8Л8ТХ и так далее. Есть также небольшой обзор Беларуси. Пожалуй, о тутэйшых НС-бандах можно было бы написать побольше, но речь идёт о сегодняшнем дне, а в 2013-ом многие из них либо находились в зачаточном состоянии, либо вовсе не существовали.
Несмотря на пятилетний промежуток между выходом оригинала и русскоязычной версии, информация в последней достаточно актуальная. Кое-что попросту неизменно, кое-что уже начертано на скрижалях истории, а наиболее важные изменения, произошедшие за эти годы, я постарался отметить в виде дополнительных примечаний при переводе. Перевод, надо отметить, был сложным – стиль письма у авторов достаточно тяжеловесный. Поэтому пробежать книгу глазами и ухватить основной смысл глав вряд ли получится. В любом случае, она слишком велика для этого. Русскоязычная версия в итоге занимает 600 страниц, причём подавляющее большинство места занято именно текстом. Картинок тоже ой как много, но они невелики. Актуальность “Волков среди овец” также невероятно высока в контексте несуразной борьбы за политкорректность в метале, которая ведётся в последнее время дегенератами из Metalcucks и тому подобных помоечных СМИ. Даже если вы по какой-то невероятной причине находитесь на стороне негодующих леваков, вам всё равно будет полезно прочесть это том – хотя бы для того, чтобы понять, что именно приводит вас в безудержную ярость.
Книга выпускается в количестве всего 488 копий в двух форматах: специальная версия, упакованная в слипкейс из дизайнерского картона (88 штук) и обычная, без слипкейса (400 штук). Все пронумерованы вручную. Заказывать можно здесь.